Реагенты хотят использовать в первую очередь в местах, где чаще всего происходят ДТП из-за плохих погодных условий. В горах обработку дорог после снегопада будут начинать на серпантинах, мостах и крутых подъемах. На обычных загородных дорогах противогололедных веществ будет больше на участках с ограниченной видимостью, перекрестках и остановках.
Такие нормы содержатся в новом ГОСТе о применении реагентов, разработанном по заказу Росавтодора и размещенном в интернете для публичного обсуждения, которое продлится до 14 января 2024 года.
Новые стандарты устанавливают правила применения реагентов на трассах общего пользования, кроме дорог в населенных пунктах. Документ разработала ассоциация «Содружество эксплуатирующих организаций» по заказу Росавтодора. Разработчики отметили, что действующие стандарты использования противогололедных материалов недостаточно конкретны и устарели. А появившийся в 2022 году национальный стандарт устанавливает основные требования к изготовлению и закупке реагентов, но молчит об их применении. Об этом говорится только в нескольких отраслевых методических документах.
Чтобы правила были четкими и понятными, их предложили объединить в одном национальном стандарте. В нем написали, что противогололедные материалы могут быть твердыми, сыпучими, жидкими и комбинированными. Также дали определение зимней скользкости — это все виды снежных и ледяных образований на проезжей части, обочинах, площадках отдыха, остановках общественного транспорта, тротуарах и велосипедных дорожках, «приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия».
К зимнему содержанию автомобильных трасс отнесли мероприятия для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, включая защиту от снежных заносов и образования льда.
При выборе стратегии использования реагентов рекомендовали учитывать климатические особенности региона и негативные последствия антигололедных веществ для дорожного покрытия и экологии.
В документе указано, что для предварительной обработки дорог надо использовать только химические реагенты, а для тротуаров, мостовых переходов и остановок — абразивные реагенты, например песок, каменную крошку, гравийную смесь.
При обильных снегопадах коммунальщикам посоветовали учитывать прогноз погоды. При начавшемся или предстоящем снегопаде, ледяном дожде, сильном ветре посыпать трассы реагентами будут прежде всего на выделенных полосах для общественного транспорта и остановках, на мостах и участках дорог с ограниченной видимостью, крутыми уклонами. В горах обработку начнут с серпантинов и дорог, ведущих наверх, особенно если они расположены с подветренной стороны.
Чтобы не получился гололед, обрабатывать дорогу надо начинать за один-два часа до образования льда, указано в проекте ГОСТа.
Если температура воздуха опустилась ниже 15 градусов, будут посыпать реагентами все участки трассы. Когда снег не сильный — выпадает до 3 сантиметров в час, — антигололедные вещества советуют наносить через полчаса после выпадения осадков. А при интенсивности 3-5 сантиметров в час — через 20 минут. Если снегопад обильный и выпадает больше 8 сантиметров в час, дорогу начнут обрабатывать сразу же и одновременно убирать снег.
Согласно новому стандарту, персонал, работающий с реагентами, должен подтвердить свою квалификацию документами о прохождении соответствующей подготовки. Руководство дорожной организации будет знакомить сотрудников со схемой обслуживания трасс — укажут самые сложные участки дороги, где высока вероятность образования льда и снежных заносов.
Оборудование и техника для приготовления, погрузки и распределения реагентов пройдет проверку работоспособности. А в нерабочее время дорожную технику разместят в теплых боксах.
Разработчики ГОСТа рекомендуют распределять жидкие реагенты с помощью специальных машин на скорости 40-60 километров в час, абразивные или комбинированные реагенты — на скорости 30-45 километров в час. Дорожные службы не должны допускать попадания химикатов на встречный транспорт. Участников движения предупредят об антигололедной обработке, если на трассе есть электронное табло.
Борьба с обледенением — одна из существенных трат на содержание дорог зимой. Разработчики нового стандарта отметили, что стоимость противогололедных материалов «весьма высока и непрерывно возрастает». Правила использования реагентов позволят более обоснованно выбирать и применять их и таким образом сэкономить средства.
Новый ГОСТ сократит число аварий на дорогах, полагает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Появление единого стандарта говорит, что была проанализирована лучшая практика в этой сфере и выработаны наиболее эффективные правила, — сказал депутат «Парламентской газете». — Реагенты используют прежде всего для обеспечения безопасности на трассах, чтобы снизить количество ДТП. Но при этом важно защитить экологию».
По словам депутата, единые требования к использованию противогололедных веществ позволят применять их рационально и снизить вред окружающей среде.