Выброшенные фрукты и овощи изрядно увеличивают нагрузку операторов: доля органических отходов в мусорных баках осенью вырастает на четверть и больше. Однако сортировка и переработка этого вида отходов до сих пор происходит без четко заданных правил: законодательно это никак не регулируется.
В России ежегодно образуется около 16 млн т пищевых отходов. По данным Российского экологического оператора (РЭО), их доля в общем объеме образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в среднем составляет 30-40% в зависимости от территориальных и климатических условий, а также от сезонных колебаний. Как правило, в южных регионах органических отходов больше – 37-45% от общего объема ТКО, в северных – 29-36%. Очевидно, что в зимний период содержание органики в мусорных баках минимально, а наибольшее ее количество образовывается в межсезонье. Так, в сезон урожая, в августе на крупнейшем в Подмосковье комплексе по переработке отходов КПО «Восток» (входит в группу «ЭкоЛайн») рост количества органических отходов относительно майских значений составил 24,5%. На территориях, обслуживаемых региональным оператором «МСК-НТ» (работает в Московском регионе), доля органики весной и осенью достигает 15-20%.
«Весной количество органических отходов увеличивается за счет традиционного спила деревьев и уборки травы, осенью это связано с ростом доли пищевых отходов плодово-ягодных культур, а также вывозом листвы. В среднем, доля органических отходов в общей массе ТКО в межсезонье может доходить до 55%», – сообщил гендиректор «МСК-НТ» Вадим Бамбозов.
Органика является наиболее проблемной частью отходов, особенно в сезонные пики, отмечают участники рынка переработки ТКО. Осенью в общем баке обычно накапливается большое количество выброшенных остатков яблок, бахчевых, включая арбузы и кабачки, которые быстро гниют, выделяя свалочный газ и жидкие продукты разложения. Из-за этого состояние контейнерных площадок ухудшается, рассказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев. С ним согласна заместитель генерального директора группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова:
«Органические отходы – главная причина ухудшения обстановки вокруг объектов утилизации коммунальных отходов, размещение их на полигонах в анаэробных условиях приводит к выделению фильтрата, выбросу газа и постоянному неприятному запаху».
Еще одна проблема сезона фруктов и овощей – мусоровозы становятся тяжелее из-за большого количества воды в отходах. Как отметил Буцаев, осенью, когда мусоровоз встает на весы в пункте приема отходов, региональный оператор вынужден платить за их размещение больше.
Прямое захоронение органики представляет опасность для окружающей среды. Помимо неприятного запаха, это приводит к образованию фильтрата, загрязняющего почву и воду, пояснили в «ЭкоЛайн», поэтому компания выступает за запрет захоронения и обязательное компостирование органической фракции с производством готового продукта – технического грунта. Такой грунт может быть использован для восстановления нарушенных земель или при строительстве дорог, рассказала Вишнякова.
«Проводимые в течение трех лет эксперименты показывают, что на техническом грунте очень хорошо растут различные растения, он отлично держит форму и по основным характеристикам не отличается от обычного грунта. Его использование при строительстве автомобильных дорог исключит использование плодородного слоя почвы», – добавила эксперт.
Однако прежде чем компостировать, отходы нужно собрать, а для этого – организовать их отдельный сбор.
«Когда мы отдельно начнем собирать органику, компостировать органическую фракцию отходов, то на полигоны поедет на 30-40% меньше отходов, к тому же гораздо меньше будет запахов, образования свалочного газа, фильтрата. А воздействие полигонов на окружающую среду станет существенно более низким. Поэтому с органикой надо работать и собирать ее отдельно», – пояснил Буцаев, добавив, что такие отходы могут быть переработаны в зависимости от того, сколько в них сухих фракций.
На предприятиях мусорной отрасли, построенных в России до 2019 г., органика практически не перерабатывалась. А на новых объектах наличие линий по переработке таких отходов – технологические требования к объекту. Так, на КПО «Восток» и КПО «Нева» органику из потока отходов отделяет барабанный сепаратор. Органическая фракция с помощью технологии ускоренного компостирования перерабатываются в полезный техногрунт, рассказала Вишнякова. Мощность станций компостирования КПО «Восток» составляет 285 000 т в год, КПО «Нева» – 150 000 т. КПО регионального оператора «МСК-НТ», ранее не предусматривавшие обработку органики, модернизируются с учетом внедрения новейших технологий.
«В частности, действующий комплекс по переработке отходов в Дубне, по окончании модернизации будет содержать участки компостирования органических отходов мощностью обработки 70 000 т в год. Инвестиционные вложения компании в модернизацию объекта составляют 1,3 млрд руб.», – сообщил Бамбозов.
Используются и инновационные технологии. Например, в Пензенской области начал работать завод, где перерабатывают органические отходы в промышленных объемах при помощи насекомых. Компания «Энтопротэк» использует двукрылую черную львинку: насекомое способно перерабатывать любую органику, включая испорченные продукты, пищевые и сельскохозяйственные отходы. Эту технологию также планируют применить в экопромышленном парке в Егорьевске Московской области. Здесь личинки мух будут перерабатывать до 55 000 т просроченной еды и другой органики ежегодно.
На сегодняшний день в России общая мощность объектов по компостированию составляет 1,7 млн т в год. В рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» ее планируется нарастить: в федеральной схеме обращения с ТКО предусмотрено создание более 200 объектов компостирования органической фракции. К 2030 г. планируется построить дополнительные мощности по компостированию как минимум на 12 млн т отходов год, сообщили в РЭО.
Однако сейчас главная задача – определиться в законодательстве, кто и как занимается этой деятельностью, считает Буцаев. В настоящее время в России правила обращения органических отходов законодательно не регламентируются. Кроме того, проблемой для создания производств по переработке органики является то, что в рамках регулирования тарифов эта деятельность не учитывается, отмечает эксперт:
«Нет понимания того, как будет финансироваться эта работа».