Кто должен убрать несанкционированную свалку, будет зависеть от того, где находится и кому принадлежит участок под ней. А на ликвидацию таких завалов разрешат тратить деньги, которые платят в бюджеты проштрафившиеся компании, нанесшие ущерб окружающей среде. Такой законопроект, подготовленный Минприроды, будет проходить публичное обсуждение на портале проектов нормативных актов Правительства до 8 сентября.
В России, по данным Росприроднадзора, на конец прошлого года было 12 785 несанкционированных свалок. За год убрали 19 077 навалов мусора, но выявили еще 16 359. В некоторых регионах их образуется даже больше, чем успевают убрать, отметили в Минприроды. В то же время во многих субъектах жалуются, что для борьбы со свалками у них недостаточно средств и полномочий, особенно у местных властей. Значит, существующих механизмов недостаточно, пришли к выводу в министерстве.
О том же говорил и Конституционный суд. Он рассмотрел судебные споры, которые возникли в Красноярском крае и Новосибирской области из-за того, что никто не хотел брать ответственность за мусор на землях, находившихся на территории муниципалитетов, но не принадлежавших им.
«Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок», — говорилось в постановлении КС.
Поэтому Минприроды предложило ввести новые правила. Кто должен убирать свалки, будет зависеть от того, где находится и кому принадлежит участок под ней. Если он расположен на территории муниципального образования, например, городского округа или сельского поселения, находится в муниципальной собственности либо никому не принадлежит, то за свалку будет отвечать орган местного самоуправления. А если участок находится в региональной или федеральной собственности либо он ничей и расположен вне городов и сел, то ликвидировать мусорную кучу надо будет органу власти, отвечающему за экологию в конкретном регионе.
Концепция законопроекта правильная, прокомментировал инициативу «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Он пояснил, что это должно снять и вопросы, кто должен ликвидировать свалку, если она оказалась на территории муниципалитета, но относится к землям не населенного пункта, а, например, к лесным или сельскохозяйственным землям. Кроме того, местные власти смогут выделять на ликвидацию деньги, не боясь, что это посчитают нецелевым расходованием средств.
Но, чтобы заниматься свалками, нужны средства.
«А у муниципалитетов точно нет денег, чтобы эту задачу решать», — добавил Майоров. Поэтому, напомнил он, в Совете Федерации предложили направлять на это средства, которые предприятия платят за негативное воздействие на окружающую среду.
Это предложение учли в законопроекте. По нему регионам разрешат тратить на ликвидацию свалки «зеленые» платежи — плату за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения экологического законодательства и суммы, полученные по искам о возмещении вреда, причиненного природе. Сейчас окрашенные деньги можно отправлять только на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, например старых полигонов или заброшенных фабрик, где остались токсичные отходы. И только если таковых в регионе нет — на другие экологические проекты.
Нужно, чтобы экологическими платежами на уборку свалок могли воспользоваться и региональные, и муниципальные власти, считает сенатор.
«Если мы сумеем этот механизм настроить должным образом, такой законопроект можно будет поддержать», — считает Алексей Майоров.
Еще одно послабление, которым смогут воспользоваться органы власти по предложенным правилам, — возможность заключать контракты на ликвидацию незаконных свалок с единственным поставщиком вместо того, чтобы объявлять конкурс.
В Минприроды предложили определиться и с тем, что считать несанкционированными свалками. Площадь таковой должна быть минимум десять квадратных метров, а объем — пять кубометров. Для сравнения — это объем кузова небольшого грузовика грузоподъемностью в одну тонну.
Как говорится в пояснениях, ограничение нужно, чтобы свалкой нельзя было назвать мелкий мусор, например брошенный окурок или оставленный под скамейкой пакет. Если отходов немного, их вполне можно убрать во время обычного благоустройства территории, считают в министерстве.
Особо же крупные незаконные свалки в черте городов уже сейчас должны убирать за счет федеральных денег. По крайней мере те, которые включили в проект «Чистая страна», запущенный в 2018 году. Речь идет о залежах мусора, которые копились десятилетиями.
Как рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко на «правительственном часе» в Госдуме 19 апреля, пока ликвидировали 58 свалок, расчистив 550 гектаров земли. Это около восьмисот футбольных полей. Сейчас убирают 133 свалки.
Почти за год, который прошел с июня 2022-го по апрель 2023-го, успели убрать 18 мусорных куч — прошлым летом Минприроды сообщило о ликвидации 40 залежей мусора.
При этом Президент России Владимир Путин поручил принять решения, необходимые для ликвидации до конца 2023 года минимум 111 свалок в черте городов.