Сотрудники Института метаболизма Общества Макса Планка и Кёльнского университета поставили эксперимент с более чем полусотней добровольцев, среди которых были здоровые люди с нормальной массой тела и нормальной чувствительностью к инсулину и люди с избыточным весом, у которых ткани были устойчивы к инсулиновым сигналам. Снижение чувствительности к инсулину, которое очень часто идёт рука об руку с ожирением — один из признаков начинающегося (или уже начавшегося) диабета второго типа. Не чувствуя инсулин, клетки тела перестают поглощать глюкозу, её уровень в крови повышается, что приводит к разнообразным неприятным последствиям. При устойчивости к инсулину принимают разные лекарства, и одно из них — это препарат лираглутид. С одной стороны, он заставляет поджелудочную железу выделять больше инсулина, с другой — подавляет выделение гормона глюкагона. (Глюкагон тоже синтезируется в поджелудочной железе и действует противоположным образом, нежели инсулин: он стимулирует выброс глюкозы из тканей в кровь.) Лираглутид заодно вызывает чувство насыщения, так что его прописывают заодно как средство для снижения массы тела.
Все участники эксперимента выполняли психологические тесты на формирование ассоциаций между звуками и картинками, то есть в ответ на определённый звук нужно было вспомнить конкретный зрительный образ. Те, у кого был избыточный вес с инсулиновой устойчивостью, справлялись с этим заданием хуже, и судя по магнитно-резонансной томографии, активность соответствующих зон мозга у них была ниже. Но если некоторым из них заранее давали лираглутид, то тест они выполняли так же хорошо, как и те, у кого проблем со здоровьем не было. И зоны мозга, отвечающие за формирование сенсорных ассоциаций, работали после лираглутида лучше.
Результаты экспериментов описаны в Nature Metabolism. С одной стороны, они говорят о том, что противодиабетическими лекарствами — по крайней мере, некоторыми из них — можно смягчить самые разные симптомы, и даже такие, которые как будто не имеют прямого отношения к повышенному сахару в крови. С другой стороны, исследователи ещё раз подтвердили, что когнитивные проблемы происходят не только по чисто «мозговым» причинам, и что нарушенный обмен веществ может снизить нашу умственную эффективность.