Сведения об условиях труда и цепочке поставщиков важны для клиентов. Например, непростые условия работы производителей какао-бобов влияют на инвестиции в производство шоколада.
Сегодня можно выделить ключевые тренды в устойчивых закупках.
Первый тренд - регулирование. Оценка цепочки поставок в ряде юрисдикций становится обязательной. На первый взгляд, эта тема в основном прорабатывается в недружественных странах и Россию напрямую не затрагивает. Например, немецкий закон о цепочках поставок, который обязывает компании проводить анализ договоров для выявления ESG рисков по всей цепочке поставок. Помимо Германии регулирование уже ввели в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Франции и Норвегии. А 1 июня 2023 года Европейский парламент принял Директиву о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CSDDD ). Она требует, чтобы компании проводили должную проверку и брали на себя ответственность за нарушения прав человека и экологический ущерб.
За внешней заботой о европейских потребителях стоят довольно серьезные последствия для третьих стран. Например, одежда поставляется из Азии, какао и фрукты - из Африки, кофе - из Южной Америки. Соответственно, европейские компании начинают транслировать требования к своим поставщикам в этих странах, а поставщики тоже будут стремиться соответствовать требованиям ЕС и предъявлять требования к партнерам, никак не связанным с Европой. По официальной оценке ЕС, новая директива напрямую затронет примерно 13 тысяч компаний в ЕС и четыре тысячи компаний за его пределами.
Второй ключевой тренд - это интеграция ESG непосредственно в процесс закупок. Оценка ESG характеристик закупок становится уже не просто инициативой в сфере корпоративной социальной ответственности. Отдельные критерии ESG или иногда комплексные ESG оценки структурированно учитывают в тендерных и конкурсных закупках в качестве обязательных требований или критериев, влияющих на выбор поставщика.
Еще один тренд касается того, что издержки соответствия новым требованиям переносятся на поставщиков. Поначалу дополнительные издержки, связанные с проверкой поставщиков на соответствие ESG требованиям, ложились на ответственную компанию закупщика и ответственные закупки часто обходились дороже обычных. Сейчас издержки соответствия чаще переносятся на поставщиков. Под воздействием регулирования поставщикам приходится самостоятельно нести издержки, связанные с сигнализированием своей ответственности, чтобы не выпасть из цепочки поставок, например, публиковать транспарентную нефинансовую отчетность и получать публичные ESG рейтинги.
Внешне все выглядит как дополнительное давление на бизнес. И в этом, безусловно, есть доля истины. Однако при должном подходе ответственные закупки могут не только помочь снизить регуляторные или репутационные риски, но и дать конкурентные преимущества, которые, в свою очередь, могут привести к измеримому росту капитализации.
Плюсы могут выражаться в снижении затрат, например, за счет энергоэффективности или за счет снижения издержек соответствия новым экологическим требованиям.
Очевидный плюс также в минимизации рисков, связанных, например, с нарушениями условий труда или экологического регулирования в цепочке поставок. Устойчивые цепочки поставок по своей сути управляют рисками, минимизируя любые сбои, которые могут быть вызваны социально-экономическими и экологическими проблемами.
Еще один плюс - положительный репутационный эффект. Многочисленные исследования, в том числе выполненные в рамках Всемирного экономического форума, сходятся в том, что устойчивые закупки оказывают значимый положительный эффект на стоимость бренда - на 15-30 процентов.
Также преимущество от ESG статуса заключается в расширении клиентской базы. Бренды, сигнализирующие ответственные процессы, могут привлечь новую категорию ответственных клиентов, готовых даже платить больше за ответственный продукт.
Рейтинговое агентство RAEX подготовило рэнкинг "Toп-50. Цепочки поставок" - российских компаний, уделяющих наибольшее внимание вопросам устойчивых закупок. Уже само наименование этого рейтинга говорит о том, что не менее 50 компаний всерьез озаботились этой темой. Пока, в основном, на уровне деклараций и политик, но лидеры вводят показатели устойчивых закупок в число своих целевых. В основном это наши крупные экспортеры: металлургический и нефтегазовый бизнес, а вот на третьем месте - банки, через них новые подходы к закупкам смогут быстро распространиться на их заемщиков.
Дмитрий Гришанков (генеральный директор Международной группы RAEX) / Российская газета.