Об этом сообщил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Парк общественного транспорта в стране активно обновляется, и все чаще на смену старым автобусам приходят их более экологичные "собратья". Это позволяет снижать выбросы в атмосферу вредных веществ.
Транспорт - один из источников загрязнения воздуха. В 2021 году на него пришлось 23 процента выбросов в атмосферу вредных веществ, подсчитали в FinExpertiza. И основную роль (97 процентов) в этом играет автомобильный транспорт.
Понятно, что наибольшую экологическую нагрузку от автотранспорта несут большие города. Поэтому многие из них, обновляя автопарки, делают ставку на те виды общественного транспорта, от которых меньше загрязнения. Например, на автобусы, работающие на газомоторном топливе (ГМТ) или электричестве.
Использование природного газа для транспорта становится все популярнее. За последние 10 лет, по информации "Газпрома", потребление ГМТ выросло более чем в четыре раза. В 2022 году оно достигло 1,5 миллиарда кубометров. Растет и газомоторный автопарк: с 2017 года - на 142 процента. На начало этого года в России насчитывалось около 260 тысяч транспортных средств на ГМТ.
Один из лидеров по переводу общественного транспорта на газ - Санкт-Петербург. К концу 2022 года число городских автобусов на газомоторном топливе приблизилось к трем тысячам.
"Использование ГМТ является более бюджетной и менее импортозависимой опцией экологизации транспорта, особенно с учетом громадных доступных объемов природного газа", - рассказал "РГ" профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким.
У газомоторного топлива два основных преимущества - цена и экологическая привлекательность, отметил эксперт Национальной газомоторной ассоциации Александр Тавдидишвили. "Потребление природного газа на один километр пути в среднем на 20 процентов больше, чем дизеля, но цена при этом меньше в 2,5-3 раза, - пояснил он "РГ". - Экологическую привлекательность оценить сложнее. В отработанных газах при использовании метана существенно ниже содержание оксидов азота и углекислого газа, а оксиды серы и сажа (твердые частицы PM2.5) вообще отсутствуют. А это значит, что воздух в городах значительно чище".
Чтобы транспорта на газомоторном топливе становилось больше, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, в первую очередь сети заправок.
"Инфраструктура для транспорта на ГМТ развивается очень быстро, в этом участвует частный бизнес при поддержке государства, в том числе через программу Минэнерго России, - рассказал "РГ" руководитель Центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко. - Распространению автобусов на ГМТ также способствует федеральный проект "Развитие общественного транспорта". Предполагается, что наши регионы, которые только знакомятся с преимуществами метана как моторного топлива, в дальнейшем самостоятельно будут развивать этот сектор".
Московские власти активно развивают электротранспорт. По улицам столицы уже несколько лет бегают электробусы,. На конец 2022 года их насчитывалось 1050, и за 2023 и 2024 годы городские власти намерены закупить еще 1000 машин. Одно из главных их преимуществ - экологичность. Замена одного дизельного автобуса на современный электробус позволяет снизить выброс углекислого газа на 60,7 тонны в год.
Как сообщил Марат Хуснуллин, 284 электробуса будут впервые поставлены сразу в несколько российских регионов, также для них будут установлены зарядные станции. Речь идет о Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Волгоградской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской и Ярославской областях.
В Нижнем Новгороде 60 новых электробусов заменят все троллейбусы в депо N 1, сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. По его словам, замена на электробусы позволит продлить маршруты до новых микрорайонов и увеличить пассажиропоток.
Как рассказал Российской газете член Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта Александр Морозов, электробусы не потребуют вложений в контактную сеть, однако необходимы будут расходы на установку зарядных станций. Также из-за времени, необходимого на зарядку, подвижного состава потребуется на 15-20 процентов больше, что приведет к повышенным расходам.
Что касается чистоты электротранспорта, то она зависит от способа генерации электричества, ведь именно тогда возникают выбросы в атмосферу.
"Электроэнергетика не является полностью чистой, тем не менее в России на 2021 год уже 40,8 процента электрогенерации было безуглеродным, и к 2050 году эту долю планируется повысить до 56,5 процента, - отметил Александр Морозов. - Заметим также, что на ТЭЦ установлены мощные системы батарейных и электрофильтров, улавливающих до 95-99 процентов золы и прочих загрязняющих веществ. Но основным фактором является вынос электрогенерации за пределы жилых зон, в то время как автобус загрязняет воздух непосредственно на улицах. Вот и получаем, что электротранспорт либо полностью чистый, либо его влияние на здоровье жителей практически неощутимо по сравнению с теми же газовыми автобусами, которые лишь частично уменьшают вред, наносимый здоровью дизельным транспортом".
Михаил Аким обращает внимание на опыт КНР - лидера в мире по числу электроавтомобилей.
"Для китайской экономики они являются ключом к объединению секторов возобновляемой энергетики и низкоуглеродного транспорта", - отметил он.
Не стоит забывать и про традиционный транспорт на электрической тяге - трамваи и троллейбусы.
"Экологически трамвай имеет существенное преимущество перед безрельсовым электротранспортом: загрязнение мелкодисперсными частицами у трамвая в 4-5 раз ниже, так как отсутствуют резиновые покрышки, являющиеся основным источником этого загрязнителя", - рассказал Александр Морозов.
Но главное преимущество трамвая - это экономия: его можно сцеплять в поезда по 2-3-4 вагона, и это обеспечивает огромную экономию эксплуатационных расходов на маршрутах с высоким пассажиропотоком (около 40 процентов по сравнению с автобусным транспортом), пояснил эксперт. По его словам, при наличии высокого пассажиропотока именно трамвай должен стать каркасом транспортной системы города с переводом автобуса на роль подвозящего и социального транспорта.
Часто стимулом для перехода на газомоторный и электрический транспорт служит экономическая выгода, но экология от этого только выигрывает.
"Выбор видов транспорта и используемых источников энергии необходимо вести, отталкиваясь от возможностей инфраструктуры, а главное - на основе расчета социально-экономических эффектов, который позволяет сравнить разные варианты развития общественного транспорта" - подытожил Владимир Пащенко.