Маркировка «эко» не означает, что продукты полезны для человека. Эта надпись указывает на то, что в ходе производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации товара не наносится вред окружающей среде. Иными словами, покупая эко-продукцию, вы выбираете товар, безопасный для природы, но не обязательно для потребителя.
Приставка «био» допустима на продукции переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками. Это указано в ГОСТе Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения». То есть только обогащенные полезными микроорганизмами (или специальными веществами, стимулирующими собственную микрофлору) молочные продукты могут иметь маркировку «био». Все остальное – лишь маркетинговый ход производителей.
А вот знак «органик» дает покупателям гарантию безопасности. Он говорит о том, что в продукте действительно нет пестицидов, антибиотиков, красителей и это проверено аккредитованным центром по сертификации. Однако получить такую маркировку непросто. Чтобы продукция считалась органической, производителю нужно соблюсти множество правил.
С 1 января 2020 года вступил в силу Закон об органической (экологически чистой) продукции Федеральный закон от 03.08.2018 N280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные требования:
Требования безопасности установлены действующим СанПиН 2.3.2.2354-08 «Дополнения и изменения N 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» для органических продуктов, произведенных с использованием технологий, обеспечивающих их производство из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения.
Надо отметить, что Закон об органической продукции относится только к российским товарам. Отечественные компании-изготовители, не получившие сертификат соответствия, не смогут разместить на продукции российский единый знак соответствия. Однако смогут, как и ранее, беспрепятственно реализовывать свою продукцию в торговых точках, маркируя ее международным знаком.