В частности, в 2020 году между оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и муниципальными властями города Кодинска возник спор относительно полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. Оператор расчистил от мусора участок, который находится на территории городского поселения, потребовав за это 324 тысячи рублей. В данной ситуации суды пришли к выводу, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, уполномоченной распоряжаться госземлями.
Должных мер для очистки замусоренной территории одного из сел не приняли и в Новосибирском районе Новосибирской области. Суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельхозназначения.
Заявители выступили против возложения на органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов ответственности за содержание госземель и обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на участках, которые не находятся в их собственности. В том числе государство не передает для этого необходимые материальные и финансовые средства, подчеркнули заявители, попросив КС проверить конституционность ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок.
В Конституционном суде отметили, что система обращения с отходами в России подразумевает участие всех трех уровней власти. Однако нет четкого определения принадлежности и объема полномочий органов публичной власти по ликвидации свалок, обнаруженных на территории муниципальных образований, но не находящихся в их собственности. Например, на органы местного самоуправления (МСУ) прямо не возложена соответствующая обязанность, но на практике именно они несут ответственность за содержание всех земель, расположенных в их пределах.
Задача по ликвидации несанкционированных свалок имеет общегосударственное значение, а МСУ не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию таких свалок на участках, расположенных в границах муниципальных образований, но принадлежащих государству, если собственник отходов не был установлен, считают в КС. В связи с этим оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции.
«Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок», — говорится в постановлении Конституционного суда.
До этого момента на местные власти могут возлагать ответственность за ликвидацию бесхозных свалок, но только при определении судом объема необходимого финансирования из федерального или регионального бюджета. Власти, выполнившие соответствующие работы за свой счет, могут рассчитывать на компенсацию. Дела заявителей подлежат пересмотру.