Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Остров рыжих кошек

Остров рыжих кошек

28/05/2023 14:18 / 👁 1181 / Поделиться:
Эта разношерстная компания собралась на причале японского острова Аосима в ожидании прибывающего катера. Аосима — крошечный клочок суши (площадью в два стадиона «Лужники») в тринадцати километрах к северу от острова Сикоку. Фото: widerimage.reuters.com. Фото: widerimage.reuters.com.

Другое его название — «Нэко но сима», или Остров кошек. И действительно, в полузаброшенной рыбацкой деревеньке с населением в несколько человек живет больше двухсот хвостатых жителей. Их предков завезли на остров для борьбы с грызунами, портившими рыболовные сети. Впрочем, присутствие кошек Аосиме не помогло. Еще в 1940–1950-х годах население деревни составляло около 900 человек, и множество рыбаков ловили сардин в открытом море. Но постепенно рыбные богатства истощились, и молодые жители острова начали переезжать в города в поисках работы. Как итог, к 2019 году на острове осталось лишь шесть человек да многочисленные кошки.

К северу от Аосимы располагается еще один «Нэко но сима» — Тасиро, на котором даже есть кошачий храм, в котором молятся за удачный улов. Как и на Аосиме, на Тасиро живет несколько сот кошек и много меньше людей. А в префектуре Фукуока (остров Кюсю) есть и вовсе «Кошачий рай» (Cat heaven island) — остров Айносима (Ainoshima). На нем живет около 280 человек и более 230 кошек, которых на этом острове кормить строго запрещено.

Кошка возле кошачьего храма на острове Тасиро. Фото с сайта kcpinternational.com

Всего кошачьих островов в Японии одиннадцать. Их регулярно посещают туристы, чтобы поглазеть и покормить вечно голодную хвостатую ораву. Множество фотографий, заполонивших интернет, оказались интересны не только простым любителям кошек, но и генетикам.

Кошки с Аосимы в основном кормятся самостоятельно, но никогда не стесняются выклянчить чипсы или энергетический батончик у туристов... и порой довольно настойчиво. Фото с сайта bfm.ru

При взгляде на любую фотографию аосимских кошек можно заметить, что большая часть животных на ней рыжая или трехцветная. Такая окраска определяется локусом (точный ген неизвестен) Orange, сцепленным с Х-хромосомой. Коты, как обладатели только одной Х-хромосомы, могут быть только рыжими либо не-рыжими. Самки же могут быть рыжими, не-рыжими, а также трехцветными в случае гетерозиготности. Такой окрас называется черепаховым (см. Tortoiseshell cat) и в норме у самцов без хромосомных аномалий его быть не может. Есть и другие гены, влияющие на фенотип, причем их легко определить по фотографии кошки. Заполучив несколько хороших фото с достаточным количеством запечатленных животных, можно оценить генетический профиль всей популяции. Этим и воспользовался Сергей Константинович Холин из ФНЦ Биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН, определив частоты нескольких локусов, отвечающих за окраску: сцепленного с полом Orange и нескольких аутосомных (то есть не связанных с половыми хромосомами) локусов, придающих шерсти белый, черный, полосатый или пегий окрас, а также влияющих на ее длину.

Судя по результатам анализа фотографий, аосимские кошки действительно как минимум вдвое «рыжее», чем кошки по всей Японии, а вот черных среди них, напротив, вдвое меньше. Что касается длины шерсти (локус Long hair) и пегости окраски (локус White), то в этом отношении кошки Аосимы не отличаются от своих соседок с других японских островов. Вероятно, в формировании такого генетического профиля сыграли роль несколько факторов, включая небольшой размер острова, малое количество завезенных на него кошек и отсутствие постоянного обмена животными с окружающими островами.

Среди кошек на Аосиме не замечено ни одной чисто белой или голубого окраса, а вот рыжих и черепаховых довольно много. Фото с сайта widerimage.reuters.com

Обычно при наличии крупных и устойчивых людских поселений генетический профиль островных кошек не особенно отличается от профиля их предков, как, например, у кошек Азорских островов, чьи прародители были родом из Португалии. Однако на крошечной Аосиме, куда едва ли завезли большое количество кошек, проявился эффект основателя. Его суть заключается в том, что при заселении малым количеством особей новой географической территории происходит уменьшение генетического разнообразия или смещение представленных аллелей. Грубо говоря, если из вазы, в которой лежат конфеты десяти разных видов, горстью забрать десять случайных, маловероятно, что в вашей ладони у всех конфет окажутся разные обертки. В итоге новая «популяция» конфет может лишиться желейных и карамелек, а вот шоколадных в горсть попадет сразу три, так что их теперь будет больше, чем в среднем по вазе.

Эффект основателя чаще всего можно наблюдать у островных популяций животных, как естественно возникших, так и интродуцированных человеком, а также у некоторых популяций людей. Например, среди американских амишей карликовость и полидактилия распространены гораздо шире, чем среди остального населения США, поскольку представители этих религиозных общин произошли от малого числа основателей и уже долгие годы вступают в брак только с собратьями по вере. А на островах Тристан-да-Кунья, где живут потомки 15 британских колонистов, от пигментного ретинита, редкой наследственной болезни глаз, страдает один человек из пятидесяти восьми, тогда как по всему миру этот показатель составляет один из четырех тысяч.

Возможно, первые кошки на Аосиме были трехцветными, так как их считали приносящими удачу. После первоначального заселения популяция острова оставалась сравнительно изолированной, о чем говорит отсутствие мраморных и голубых кошек, которые набрали популярность в Японии после Второй мировой войны и теперь представлены в кошачьих популяциях за пределами Аосимы. В 2018 году большую часть кошек острова стерилизовали. Интересно было бы узнать, как это скажется на генетической структуре популяции.

Анна Новиковская, Элементы.

Последние новости

Популярные новости