Об этом рассказал «Газете.Ru» академик РАН, профессор, ведущий эксперт центра компетенций НИТУ МИСИС Александр Клименко.
Климатический пакт Глазго, принятый на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), призван «удержать прирост глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней (1850-1900 гг.) и приложить усилия в целях ограничения роста температуры до 1,5°С». Однако, по мнению Клименко, своих целей он не достигнет.
«С момента принятия в 2013 году Варшавской декларации, которая впервые призвала страны мира осуществить «максимально быстрое» сокращение выбросов CO2, мировому сообществу не удалось приблизиться к той скорости декарбонизации мировой экономики, которая необходима», — говорит Клименко.
Более того, по словам академика, разрыв между достигнутыми и необходимыми показателями декарбонизации увеличивается из года в год. То есть программа декарбонизации, изложенная в пакте Глазго, не может быть выполнена в указанные сроки.
«Мировое сообщество не имеет реальных возможностей для ограничения роста температуры в пределах 2,0°С и тем более 1,5°С. Эти возможности не станут доступными, если рост населения мира не будет приостановлен в течение жизни текущего или следующего поколения», - утверждает Александр Клименко.
Другим важным резервом в замедлении процесса глобального потепления является снижение выбросов метана – газа, парниковый эффект которого оказывается в 25 раз выше, чем у CO2. Цель достижима, если крупнейшие страны-источники выбросов присоединятся к глобальным обязательствам, но не следует забывать, что это беднейшие страны, в которых активно растет население, сводя на нет усилия, предпринимаемые развитыми государствами по ограничению выбросов.
Пакт Глазго также ставит задачу остановить утрату лесов к 2030 г. и в дальнейшем приступить к их восстановлению. Ведь именно лесной покров планеты представляет важнейший управляемый резервуар стока углерода. Интенсивность этого стока уменьшается на протяжении последних 200 лет из-за постоянного уменьшения площади лесного покрова. Однако молодые деревья с низкой производительностью по переработке углекислого газа не смогут компенсировать потерю зрелых вырубленных лесов.
Единственным реальным шансом на замедление глобального потепления является сокращение роста численности населения планеты.