Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Владельцам подводных лодок и эсминцев предложено срочно подойти к месту их затопления

Владельцам подводных лодок и эсминцев предложено срочно подойти к месту их затопления

18/04/2023 13:20 / 👁 504 / Поделиться:
Местонахождение затонувших военных и гражданских судов будет определено в приказе Минтранса, после чего собственники должны извлечь конструкции, мешающие судоходству и засоряющие окружающую среду. Иллюстрация: unsplash.com. Иллюстрация: unsplash.com.

В общей сложности 230 затонувших судов, их частей и металлоконструкций, которые препятствуют мореплаванию и вредят экологии, необходимо в ближайшие несколько лет обязательно поднять со дна морского в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Помимо гражданских судов, извлечению из морских глубин подлежат останки военных кораблей, которые числятся в том числе на балансе частных предприятий, следует из проекта приказа Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. «Парламентская газета» выясняла, какую ответственность несут хозяева погребенного под водной гладью имущества за игнорирование законных требований его правильной утилизации.

Дорогое удовольствие

Затонувшие суда сегодня представляют чрезвычайную опасность для судоходства и экологического благополучия страны. В то же время судоподъемные работы сопряжены с необходимостью проведения крайне дорогостоящих процедур. К примеру, затраты на извлечение с глубины 20 метров теплохода «Булгария» составили суммарно порядка 500 миллионов рублей, при этом потенциальный доход от утилизации — около трех миллионов рублей, приводится пример в сопроводительных документах к принятому ранее закону на эту тему.

Тем не менее, несмотря на затратность, на федеральном уровне проблеме уделяют повышенное внимание, особенно учитывая интенсивное развитие Северного морского пути. Так, в 2021 году вступили в силу нормы, предусматривающие выделение бюджетных субсидий на софинансирование регионов по удалению и утилизации затонувшего имущества. Кроме того, за субъектами и администрациями морских портов было закреплено право требовать возмещения затрат на удаление от организации, которая застраховала опустившийся на дно корабль или предоставила иное финансовое обеспечение.

А в марте 2022 года вступил в силу закон, устанавливающий дополнительные механизмы для подъема затонувших в российских водных пространствах объектов и запрещающий в то же время затопление кораблей. Раньше прямого запрета в законодательстве не было. В итоге только в акватории Дальневосточного федерального округа под воду ушли более 600 брошенных судов, причем у 149 из них есть хозяева. Закон обязывает собственников поднять их со дна и ликвидировать за свой счет. Если же флот бесхозный, обязанность по его подъему возлагается на администрацию морского порта или региональные власти.

В прошлом году Правительство запланировало поднять со дна морского на Дальнем Востоке 213 кораблей до конца 2024 года. Деньги на эти цели выделят в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», включенного в госпрограмму «Охрана окружающей среды».

А тральщик и ныне там

В ноябре прошлого года кабмин утвердил перечень имущества, которое необходимо удалить со дна морей. В него включили затонувшие или севшие на мель суда, их части, а также имущество, которое было на борту. В списке указали местоположение и название затонувшего судна, его размеры и другие характеристики, глубину, на которой оно находится, а также сведения о собственнике или его отсутствии.

Однако хозяева подводного неликвида отреагировали на новацию как-то вяло. Из документов Минтранса видно, что часть объектов перекочевала из прошлогоднего приказа в проект приказа этого года, в который вошло 230 затонувших судов, их частей, металлоконструкций (прошлогодний список содержал 211 объектов). Впрочем, время выполнить предписание у них еще есть.

К примеру, «закрыть долги» в этом году должно ИП Рощина в Приморье, за которым числятся днищевые части торпедного катера проекта 206 на подводных крыльях, эсминцев «Веский», «Блестящий» и «Вдохновенный», а также трех среднедесантных кораблей, двух сторожевых кораблей и тральщика. Все эти бывшие грозные вояки сейчас тихо ржавеют на дне и угрожают морской среде загрязнением.

Не отстает от частного сектора и государственный. Так, на балансе правительства Приморского края стоят затопленный морской буксир, плавдок № 429, останки зверобойных шхун финской постройки по проекту 220 и деревянно-металлический баркас. Подводную среду они также не озонируют.

Вляпался в «грязную» историю и Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. За ним числится затонувшая плавбаза «Бухоро». Судя по документам Минтранса, дата ее подъема давно просрочена, при этом она затрудняет эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных трубопроводов.

Ровно в тех же проступках замечено и правительство Магаданской области, чей пассажирский теплоход «Борис Борзенко» и рыболовное судно «Алапаевск» прописались в морской пучине на более длительный срок: их нужно было поднять еще в 2022 году.

Помимо отечественных, преуспели в загрязнении морской среды обитания и иностранные компании. Например, фирма Often Trading Company Limited должна до 2025 года предотвратить возможный экологический ущерб от покоящегося на дне судна «Rise Shine».

Но если с собственниками затонувших кораблей как-то можно работать в юридической плоскости, то проблемными могут стать бесхозяйные объекты. К примеру, затрудняет строительство подводных трубопроводов затопленная баржа в районе парка «Маяк» в Магаданской области и военное судно примерно в тех же широтах. Рыболовные шхуны без названия чинят препятствия и угрожают экологии в Сахалинской области, а в Камчатском крае заставляет власти нервничать притихшая в глубине бесхозная подводная лодка.

До 20 миллионов штрафа

Ранее «Парламентская газета» писала, что в декабре прошлого года Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вменив ответственность владельцам затонувших судов за нарушение требований, связанных с удалением их со дна.

Сенатор Александр Башкин на пленарном заседании подчеркнул, что ответственность возникает также и при преднамеренном уничтожении либо умышленном затоплении морского судна в пределах внутренних морских вод. Кара постигнет и тех, кто вознамерится уничтожить корабль на российском континентальном шельфе, морских путях, внутренних водных путях, в исключительной экономической зоне России, в том числе в акватории Северного морского пути.

Согласно принятым нормам, за умышленное затопление морского судна в указанных местах граждане и предприниматели без образования юрлица заплатят от трех до пяти миллионов рублей штрафа, а вот юридических лиц могут оштрафовать на сумму гораздо внушительнее — от пятнадцати до двадцати миллионов рублей.

Последние новости

Популярные новости