В общей сложности 230 затонувших судов, их частей и металлоконструкций, которые препятствуют мореплаванию и вредят экологии, необходимо в ближайшие несколько лет обязательно поднять со дна морского в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Помимо гражданских судов, извлечению из морских глубин подлежат останки военных кораблей, которые числятся в том числе на балансе частных предприятий, следует из проекта приказа Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. «Парламентская газета» выясняла, какую ответственность несут хозяева погребенного под водной гладью имущества за игнорирование законных требований его правильной утилизации.
Затонувшие суда сегодня представляют чрезвычайную опасность для судоходства и экологического благополучия страны. В то же время судоподъемные работы сопряжены с необходимостью проведения крайне дорогостоящих процедур. К примеру, затраты на извлечение с глубины 20 метров теплохода «Булгария» составили суммарно порядка 500 миллионов рублей, при этом потенциальный доход от утилизации — около трех миллионов рублей, приводится пример в сопроводительных документах к принятому ранее закону на эту тему.
Тем не менее, несмотря на затратность, на федеральном уровне проблеме уделяют повышенное внимание, особенно учитывая интенсивное развитие Северного морского пути. Так, в 2021 году вступили в силу нормы, предусматривающие выделение бюджетных субсидий на софинансирование регионов по удалению и утилизации затонувшего имущества. Кроме того, за субъектами и администрациями морских портов было закреплено право требовать возмещения затрат на удаление от организации, которая застраховала опустившийся на дно корабль или предоставила иное финансовое обеспечение.
А в марте 2022 года вступил в силу закон, устанавливающий дополнительные механизмы для подъема затонувших в российских водных пространствах объектов и запрещающий в то же время затопление кораблей. Раньше прямого запрета в законодательстве не было. В итоге только в акватории Дальневосточного федерального округа под воду ушли более 600 брошенных судов, причем у 149 из них есть хозяева. Закон обязывает собственников поднять их со дна и ликвидировать за свой счет. Если же флот бесхозный, обязанность по его подъему возлагается на администрацию морского порта или региональные власти.
В прошлом году Правительство запланировало поднять со дна морского на Дальнем Востоке 213 кораблей до конца 2024 года. Деньги на эти цели выделят в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», включенного в госпрограмму «Охрана окружающей среды».
В ноябре прошлого года кабмин утвердил перечень имущества, которое необходимо удалить со дна морей. В него включили затонувшие или севшие на мель суда, их части, а также имущество, которое было на борту. В списке указали местоположение и название затонувшего судна, его размеры и другие характеристики, глубину, на которой оно находится, а также сведения о собственнике или его отсутствии.
Однако хозяева подводного неликвида отреагировали на новацию как-то вяло. Из документов Минтранса видно, что часть объектов перекочевала из прошлогоднего приказа в проект приказа этого года, в который вошло 230 затонувших судов, их частей, металлоконструкций (прошлогодний список содержал 211 объектов). Впрочем, время выполнить предписание у них еще есть.
К примеру, «закрыть долги» в этом году должно ИП Рощина в Приморье, за которым числятся днищевые части торпедного катера проекта 206 на подводных крыльях, эсминцев «Веский», «Блестящий» и «Вдохновенный», а также трех среднедесантных кораблей, двух сторожевых кораблей и тральщика. Все эти бывшие грозные вояки сейчас тихо ржавеют на дне и угрожают морской среде загрязнением.
Не отстает от частного сектора и государственный. Так, на балансе правительства Приморского края стоят затопленный морской буксир, плавдок № 429, останки зверобойных шхун финской постройки по проекту 220 и деревянно-металлический баркас. Подводную среду они также не озонируют.
Вляпался в «грязную» историю и Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. За ним числится затонувшая плавбаза «Бухоро». Судя по документам Минтранса, дата ее подъема давно просрочена, при этом она затрудняет эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных трубопроводов.
Ровно в тех же проступках замечено и правительство Магаданской области, чей пассажирский теплоход «Борис Борзенко» и рыболовное судно «Алапаевск» прописались в морской пучине на более длительный срок: их нужно было поднять еще в 2022 году.
Помимо отечественных, преуспели в загрязнении морской среды обитания и иностранные компании. Например, фирма Often Trading Company Limited должна до 2025 года предотвратить возможный экологический ущерб от покоящегося на дне судна «Rise Shine».
Но если с собственниками затонувших кораблей как-то можно работать в юридической плоскости, то проблемными могут стать бесхозяйные объекты. К примеру, затрудняет строительство подводных трубопроводов затопленная баржа в районе парка «Маяк» в Магаданской области и военное судно примерно в тех же широтах. Рыболовные шхуны без названия чинят препятствия и угрожают экологии в Сахалинской области, а в Камчатском крае заставляет власти нервничать притихшая в глубине бесхозная подводная лодка.
Ранее «Парламентская газета» писала, что в декабре прошлого года Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вменив ответственность владельцам затонувших судов за нарушение требований, связанных с удалением их со дна.
Сенатор Александр Башкин на пленарном заседании подчеркнул, что ответственность возникает также и при преднамеренном уничтожении либо умышленном затоплении морского судна в пределах внутренних морских вод. Кара постигнет и тех, кто вознамерится уничтожить корабль на российском континентальном шельфе, морских путях, внутренних водных путях, в исключительной экономической зоне России, в том числе в акватории Северного морского пути.
Согласно принятым нормам, за умышленное затопление морского судна в указанных местах граждане и предприниматели без образования юрлица заплатят от трех до пяти миллионов рублей штрафа, а вот юридических лиц могут оштрафовать на сумму гораздо внушительнее — от пятнадцати до двадцати миллионов рублей.