Одна из главных причин возникновения природных пожаров — весенний пал травы. Несмотря на многочисленные предупреждения от МЧС и экологов, некоторые граждане спокойно поджигают сухую траву, а потом не могут усмирить разбушевавшееся пламя.
«Пожары в результате пала травы особенно опасны для районов, где добывали торф. Появившийся огонь может привести к долговременному торфяному пожару, который очень трудно потушить. Да и фактически происходит уничтожение экосистем. Весной в сухой траве спят зайчата и ежата, лежат яйца птиц. Они все или сгорают заживо, или задыхаются в дыму. Кроме того, выгорают леса и лесополосы, снижается видовое разнообразие лугов. Огонь охватывает семена трав, добирается до беспозвоночных обитателей», — рассказал Антон Гладилин.
Он обратил внимание и на эфемероиды, то есть растения с коротким жизненным циклом, вегетирующие ранней весной. Из-за пала травы они тоже оказываются в опасности.
«Часто после таких поджогов на лугах продолжают расти только плотнокустовые злаки (например, щучка дернистая — характерные «холмики» на лугах), а также инвазивные виды. Яркий пример — борщевик Сосновского. На его стеблекорне есть «точка роста» со всеми почками, которая находится в почве на глубине около 10 см. Поэтому травяной пал никак не останавливает вторжение борщевика Сосновского в экосистемы!» — объяснил специалист. Отсутствие других трав, которые превратились в пепел, станет прекрасным моментом для захвата территории «пришельцем».
Весенний пал травы наводит хаос не только здесь и сейчас. Как отметил агроэколог, из-за человека начинается длительная цепочка «отдаленных последствий», которые по-научному называются «экстерналии». Снижение разнообразия и общего количества растений влечет за собой уменьшение доступных кормов для травоядных животных, а это, в свою очередь, провоцирует уменьшение числа хищников.
«Бытует ошибочное мнение, что травяной пал якобы увеличивает плодородие почвы. Наоборот, она становится бесплодной! Дело в том, что пожар не увеличивает количество минеральных питательных веществ (N, P, K), а всего лишь высвобождает вещества из сухой травы. При этом теряется часть азота — улетучивается в атмосферу. Органическое вещество почвы, которое могло войти в состав гумуса (части почвы с питательными веществами) и повысить плодородие, тоже сгорает. А уменьшение количества органического вещества – один из главных факторов снижения плодородия. Восстанавливаться от таких потерь территория будет не один десяток лет», — рассказал Антон Гладилин.
Существует и явление под названием «закисление почв». По словам агроэколога, полусгоревшая корневая масса растений летом гниет, что приводит к вспышке численности редуцентов (организмов, разрушающих останки живых существ). Чаще всего это грибы, в процессе жизнедеятельности выделяющие в почву кислоты.
«В нашем регионе — дерново-подзолистые почвы, которые образуются в результате «вымывания веществ» в нижележащие слои (горизонты). К этому приводит сочетание обилия осадков с кислой средой: в Подмосковье так называемый промывной тип водного режима. Проще говоря, у нас много дождей. Дополнительное подкисление почвы еще больше увеличивает этот процесс, что плохо с точки зрения плодородия. Отмечу, что в подмосковных дерново-подзолистых почвах выделяют подзолистый горизонт (один из слоев). Он белесый по цвету и беден питательными веществами. Из-за регулярных травяных палов он может увеличиться, и это опять же ухудшит плодородие», — заключил эксперт. Так что проблема пала травы не всегда лежит на поверхности.