Реакция кошек на эти растения хорошо была известна ученым, а вот биологическая функция и лежащий в ее основе механизм долгое время оставались неопределенными.
Приоткрыли завесу тайны японские и британские биологи, сотрудники Университета Иватэ, Университета Нагоя и Ливерпульского университета Рэйко Уэнояма, Тамако Миядзаки, Масаацу Адачи, Джейн Л. Херст и другие. Они раскрыли нейрофизиологический механизм и функциональный результат кошачьей реакции на Nepeta cataria (кошачью мяту) и Actinidia polygama (актинидию полигамную). Ученые проводили эксперименты с этими растениями на двадцати пяти здоровых лабораторных кошках смешанной породы в возрасте от 1 до 16 лет. Результаты исследований японско-британской группы биологов опубликованы в iScience.
Авторы исследования отмечают, что первые сообщения о поведенческой реакции кошек на кошачью мяту и актинидию полигамную были описаны в Японии в 1704 году и в Великобритании в 1759 году. Такая реакция также была зафиксирована в японской культуре: укие-э (тип традиционной живописи), написанный в 1859 году, изображает народную историю о битве между кошками и мышами, в которой мыши используют актинидию полигамную в качестве оружия для отравления кошек.
В ходе своего исследования японско-британские ученые обнаружили, что в кошачьей мяте и актинидии полигамной есть вещества-иридоиды (в их числе непетолактон), которые повышают у кошек уровень бета-эндорфина — гормона и нейромедиатора, который связывается с опиоидными рецепторами. Речь идет о том, что эти растения действует на котов подобно тому, как на людей действуют опиаты (героин, морфий и пр.).
Выяснилось, что химические вещества в этих растениях не вызывают привыкания, в отличие от опиатов.
Также в ходе экспериментов было установлено, что реакция кошек на кошачью мяту и актинидию полигамную длится от 5 до 15 минут, за которыми следует период в один или несколько часов, когда животные перестают реагировать на эти растения. По данным ученых, у кошек происходит интоксикационная реакция, которая не имеет никаких патофизиологических эффектов. Поэтому высушенные листья этих растений используются в игрушках для домашних кошек по всему миру.
Было установлено, что подобная реакция на эти растения наблюдается не только у домашних кошек, но и у других, более крупных, представителей семейства кошачьих: дальневосточного леопарда, ягуара и евразийской рыси.
Но это не самое интересное. Оказалось, что иридоиды, содержащиеся в кошачьей мяте и актинидии полигамной, отпугивают комаров. Ученые установили, что эти вещества являются репеллентом для Aedes albopictus, комара, распространенного в Японии и Китае. Они предполагают, что иридоиды могут отпугивать и других кровососущих насекомых.
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что кошки трутся мордой о кошачью мяту и актинидию полигамную, чтобы защититься от насекомых, так как рот, веки, уши и нос кошек имеют относительно мало шерсти и могут стать легкой мишенью для комаров. А дальнейшее перекатывание животных по листьям этих растений — это не просто реакция на «опьянение». Кошки так делают, чтобы перенести иридоиды на шерсть по всему телу и обезопасить себя еще больше от укусов насекомых.
В ранних исследованиях ученые установили, что пероральное введение непетолактона подопытным не оказывало выраженных физиологических эффектов в отличие от контакта с веществом через обонятельную систему. При этом замечено, что кошки часто не только трутся о листья кошачьей мяты и актинидии полигамной, но и облизывают и покусывают их, хотя практически их не проглатывают. В последующем исследовании ученые отдельно изучили это поведение кошек. Выяснилось, что при повреждении листьев этих растений из них выделяется больше иридоидов. Таким образом, пожевывая кошачью мяту и актинидию полигамную, коты усиливают их антикомариные свойства.
Ученые считают, что иридоиды, содержащиеся в кошачьей мяте и актинидии полигамной, могут быть новым естественным репеллентом. Его использование может помочь людям в борьбе с насекомыми, в том числе переносчиками опасных болезней.