Однако эти зверьки далеко не единственные представители своего подкласса, освоившие жизнь среди веток и листьев: на самом деле довольно многие виды сумчатых приспособились к обитанию в верхнем ярусе леса, так что, посмотрев наверх, можно увидеть поссумов, сумчатых крыс, летяг и куниц (см. картинку дня Чернохвостая сумчатая куница и проблема хоминга), а если очень повезет, то и становящихся всё более редкими древесных кенгуру (Dendrolagus). Именно представитель этого рода, кенгуру Гудфеллоу (Dendrolagus goodfellowi), изображен на картинке дня.
Хотя мордочка у этого зверька довольно позитивная, а good fellow в переводе с английского означает «славный малый», назвали кенгуру не за личные качества, а в честь британского натуралиста Уолтера Гудфеллоу, который посвятил сорок лет своей жизни изучению фауны тропических регионов нашей планеты — Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Неудивительно, что еще при жизни заслуги Гудфеллоу признали его современники, в том числе британский зоолог Олдфилд Томас, в 1908 году описавший новый вид млекопитающих из лесов Новой Гвинеи. Кстати, родовое название древесных кенгуру переводится как «древесный заяц»: иронично, что на самом деле среди зайцевых нет абсолютно древесных видов, и даже знаменитый лазающий заяц (Pentalagus furnessi) с Японских островов на самом деле бегает исключительно по земле.
Древесные кенгуру не умеют потеть, поэтому часто вылизывают себя, чтобы поддерживать нужную температуру тела даже в самый жаркий полдень. Фото: Ian Thomas / flickr.com, Мельбурнский зоопарк, Австралия, 8 июля 2007 года.
Каким же образом кенгуру стали древолазами? На самом деле ответить на этот вопрос не сложнее, чем объяснить, почему потомки сухопутных копытных хищников в конце концов превратились в китов (см. статью Молекулярная эволюция: как киты уходили под воду): они следовали собственному эволюционному пути, отличному от путей их ближайших родственников. Хотя древнейшие остатки кенгуровых обнаружены в отложениях позднего олигоцена (они сформировались около 25 миллионов лет назад), филогенетические данные указывают, что со своими ближайшими родственниками, кенгуровыми крысами, предки древесных кенгуру разошлись еще 45 миллионов лет назад, а значит, эволюционная история кенгуровых может быть намного длиннее. Предположительно, предки этого семейства были довольно невзрачными зверьками, напоминавшими современных филандеров; они рылись в лесной подстилке в течение всего эоцена, пока глобальное осушение климата не сократило площадь тропических лесов и не вынудило предков кенгуру осваивать новые места обитания.
Красноногий филандер (Thylogale stigmatica). Фото: Jiří Jech / commons.wikimedia.org, Австралия, 31 октября 2018 года.
Возможным итогом этой адаптации стали животные, напоминающие современных скальных валлаби (Petrogale; это название переводится уже как «скальная ласка»), ловко передвигающихся по скалам и способных питаться самой разнообразной растительностью. Хотя обычно эти зверьки не лазят по деревьям, время от времени их можно увидеть сидящими на ветвях довольно высоко над землей. Вероятно, именно от таких животных произошли кенгуру рода Bohra (несмотря на древесный образ жизни, это были довольно крупные звери весом до 50 килограммов!), разделявшие некоторые черты строения как со скальными валлаби, так и с современными древесными кенгуру, их ближайшими живыми родственниками. Дальнейшее похолодание климата и сокращение площади тропических лесов привело к тому, что ареал древесных кенгуру стал еще уже, и теперь эти необычные зверьки заселяют только тропические леса Новой Гвинеи, Северной Австралии и расположенных между ними мелких островков.
Несмотря на название, этот кистехвостый скальный валлаби (Petrogale penicillata) довольно уверенно чувствует себя в кроне дерева. Фото: Simon J. Tonge / eol.org.
Древесные кенгуру отлично приспособлены к жизни среди листвы и веток: их передние и задние конечности почти одинаковой длины, при этом широкие стопы вооружены загнутыми когтями. Благодаря мягким подушечкам, текстурой напоминающим губку, древесные кенгуру крепко обхватывают даже самые гладкие ветки, а их длинные гибкие хвосты служат балансирами при передвижении по неустойчивой опоре. На землю эти зверьки спускаются довольно неохотно: там они неуклюжи и медлительны, передвигаются осторожными прыжками и едва ли смогут обогнать даже идущего человека. На деревьях же они преображаются: совершают длинные прыжки между деревьями и способны пережить падение на землю с высоты шестиэтажного дома! Питаются они в основном растительной пищей: листьями, побегами, корой деревьев, цветами и плодами.
Благодаря внушительным когтям древесные кенгуру отлично цепляются за кору деревьев. Фото: palmoildetectives.com.
Как и у всех сумчатых, у древесных кенгуру недолгая беременность — около полутора месяцев, после которой на свет появляется крошечный кенгуренок, самостоятельно добирающийся до материнской сумки. У древесных кенгуру один из самых долгих периодов лактации среди сумчатых: от полугода до девяти месяцев детеныш находится в сумке, питаясь молоком матери, после чего еще примерно столько же остается рядом и время от времени заглядывает в сумку, чтобы перекусить. Самостоятельными молодые кенгуру становятся только в полуторагодовалом возрасте, и уже в два года самки готовы принести первое потомство; самцы созревают существенно позже — примерно в четыре с половиной года.
Всего насчитывается около 12 видов древесных кенгуру, но все они малочисленны, их ареалы стремительно сокращаются из-за деятельности человека, уничтожающего родные леса и отстреливающего зверьков ради мяса. Даже кенгуру Гудфеллоу, у которого самый обширный ареал из всех его родственников (он довольно узкой полосой тянется через половину Новой Гвинеи), имеет статус вымирающего вида, тогда как положение остальных представителей рода еще печальнее. К счастью, существуют программы сохранения древесных кенгуру (например, действующая с 1996 года Tree Kangaroo Conservation Program), и пять видов этих зверьков успешно содержатся и разводятся в научных центрах Северной Америки, Европы, Азии и Океании.
Разведение в неволе порой преподносит сюрпризы: например, в 2014 году в зоопарке Аделаиды произошла трагедия, когда упавшая ветка погубила самку кенгуру Гудфеллоу, оставив ее пятинедельного детеныша сиротой. В таком нежном возрасте выкормить малыша вручную было невозможно, поэтому работники зоопарка приняли необычное решение: они поместили сироту в сумку самки кольцехвостого кенгуру (Petrogale xanthopus) из рода скальных валлаби. До этого в зоопарке уже проводили эксперименты по подсаживанию детенышей вымирающих видов в сумки других самок, но это был первый случай, когда «усыновление» решили провести между столь дальними родственниками. К счастью, приемная мать приняла подкидыша, и еще три с половиной месяца кормила его своим молоком, пока, опасаясь за судьбу детеныша, работники зоопарка не взялись докормить его самостоятельно.
Малышка, названная Макайей, выглядывает из сумки приемной матери: это первый успешный случай «усыновления» представителя другого вида и рода кенгуру. Фото: nbcnews.com.
Древесные кенгуру — лишь одни из многих жертв человеческой жадности, и потребуется немало усилий, средств и времени, чтобы «славные малые» и их многочисленные родственники продолжали пробираться между ветвей деревьев, как это миллионы лет делали их далекие предки.
Анна Новиковская, Элементы.