Когда-то использование орудий труда считалось исключительным признаком человека, таким как речь и язык. Взяв в руки камень или палку, чтобы что-то разбить, достать или выкопать, человек отделил себя от остальных животных. Но со временем выяснилось, что умение пользоваться орудиями труда среди животных вообще очень даже распространено. И это не только человекообразные обезьяны, но и дельфины, и каланы, разбивающие камнями моллюсков, и бородавчатые свиньи, которые роют палками землю, и слоны, использующие в качестве инструмента воду.
Более того, орудия труда используют и птицы, причём не только записные умники вроде врановых и попугаев. Хотя то, что врановые и попугаи проделывают с орудиями труда, не проделывает больше никто из пернатых. Например, новокаледонские во́роны и какаду не просто пользуются удобной палочкой, но могут довести свой инструмент до ума, если найденная палочка оказалась не слишком удобной. То есть они в прямом смысле создают орудия труда. Причём речь не только о том, чтобы отломать от неудобного прутика какой-то сучок или согнуть его в нужном месте. Четыре года назад мы писали, что новокаледонские во́роны могут сделать одну длинную палочку из нескольких коротких, то есть они собирают инструменты из запчастей. А какаду пользуются наборами инструментов, если задача требует последовательного выполнения разных действий.
Но в том случае, когда попугай использует набор инструментов, возникает вопрос, действительно ли он видит этот набор как набор, или же он просто решает отдельные задачи? Иными словами, может ли попугай охватить проблему в уме как единое целое, требующее комплексного подхода с набором орудий труда? Какаду, с которыми работали сотрудники Венского университета и Университета Бирмингема, показали, что они способны охватить задачу целиком. Птицам нужно было достать кешью из большого прозрачного ящика с отверстием: в ящике была полочка, на которой лежал орех, и его нужно было спихнуть чем-нибудь с неё — орех падал на наклонную плоскость и выкатывался наружу к попугаю. Смахнуть орех с полочки можно было чем-нибудь длинным, но задача усложнялась тем, что между отверстием и полочкой была бумажная перегородка.
В распоряжении какаду была длинная гибкая пластиковая соломинка, которой можно было дотянуться до ореха, но которой нельзя было пробить бумагу, и короткая заострённая палочка — ею можно было пробить бумагу, но нельзя было дотянуться до ореха. Эксперимент ставили с десятью какаду, большинство из которых за несколько попыток быстро понимали, что от них требуется, и начинали использовать оба орудия. Причём когда условия эксперимента меняли — например, убирали бумажную перегородку — попугаи понимали, что острая короткая палочка им не нужна, и брали только длинную соломинку.
Задачу усложнили: ящик с орехом подняли над землёй, так что к нему нужно было подниматься по лесенке, или же вовсе взлетать. Если какаду брал собой только один инструмент, то потом ему нужно было сойти или слететь вниз, чтобы взять другой инструмент. В похожей ситуации большинство из нас постаралось бы взять собой сразу все необходимые инструменты. В статье в Current Biology говорится, что четыре попугая достаточно быстро поняли, что, летя к ящику, нужно взять с собой сразу всё необходимое. Принеся в клюве палочку и соломинку, какаду откладывал в сторону соломинку и дырявил бумагу палочкой, а потом откладывал в сторону палочку и доставал орех соломинкой.
Разные попугаи вели себя по-разному: например, если бумажный барьер убирали, то какой-то попугай переставал носить к ящику сразу два инструмента, а другой так и продолжал прилетать сразу с палочкой и соломинкой — хотя, опять же, этот другой делал так не всегда. Как бы то ни было, среди попугаев, как и среди людей, есть более и менее сообразительные. Кроме того, эксперименты ставили с птицами, выросшими в лаборатории, и не факт, что дикие попугаи продемонстрируют такую же сноровку, оказавшись перед подобной задачей.
Но, так или иначе, в данном случае речь идёт не о том, сколько попугаев проявят должную сообразительность, а о том, что они в принципе могут охватить сложную задачу как единое целое и заранее продумать использование сразу нескольких орудий труда.
Кирилл Стасевич, Наука и жизнь.