Известно, что картины отражают атмосферные условия, в которых рисовали художники. Физики разработали статистическую модель, чтобы определить, отражают ли картины мастеров XIX века период промышленной революции и повышенное загрязнение воздуха, затуманившее небо над Лондоном и Парижем.
Исследователи создали меру контраста и проверили ее на фотографиях, сделанных в ясных и загрязненных условиях. Затем они измерили контраст в 60 картинах Уильяма Тернера и 38 картинах Клода Моне, в том числе работ, на которых видны знаковые здания типа мостов Ватерлоо и Чаринг-Кросс в Лондоне. Оказалось, что увеличение выбросов диоксида серы (SO2) связано с уменьшением контрастности картин — даже с учетом временных тенденций и сюжета.
С увеличением загрязнения воздуха работы Тернера превратились из четких в картины с туманными контурами, насыщенные цвета сменили пастельные, а из фигуративного стиль видоизменился в импрессионистический. Подобные изменения наблюдались и в картинах Моне. Кроме того, модель оценила контрастность картин Гюстава Кайботта, Камиля Писсарро и Берты Моризо на основе уровня загрязнения воздуха в Париже.
Оптические эффекты от аэрозолей, содержащих диоксид серы, заставляют зрителя воспринимать объект как объект с менее четкими краями, то есть менее контрастный, и с более белым оттенком. Эффект наглядно заметен на серии картин «Парламент» Клода Моне.
Аэрозоли отражают свет всех длинных волн в поле зрения, поэтому ученые также выявили связь между уровнями загрязнения и интенсивностью света. Чем быстрее происходил рост выбросов диоксида серы, тем больше импрессионисты пользовались более белой палитрой, а цвета становились более интенсивными, пишет Phys.org.