Еще более 100 тысяч детей и подростков получали общее образование на дому. Осваивать учебную программу им помогают дефектологи и логопеды. Но таких специалистов сегодня не хватает, есть вопросы и к подготовке кадров. Как будут решать эту проблему и почему детей с особенностями развития становится все больше, выясняла «Парламентская газета».
Минтруд предложил установить профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов. Проект приказа ведомства об этом опубликовали 20 декабря на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сегодня развитие инклюзивного образования позволяет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья выбрать для своего ребенка форму совместного обучения со здоровыми сверстниками, отмечается в пояснительной записке к документу. Однако рост численности таких детей и «тенденция утяжеления состояния здоровья внутри указанной категории» обострили проблему кадров для инклюзивного образования, в котором главная роль как раз отводится учителям-дефектологам и учителям-логопедам.
С 1995 года в классификаторе специальностей высшего профессионального образования в качестве самостоятельных специальностей значатся тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, а также специальная психология и дошкольная специальная педагогика и психология. Для каждой специальности разработана квалификационная характеристика. Однако в номенклатуре должностей педагогов образовательных организаций и их руководителей сохранились только «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».
Поэтому министерство предложило профстандарт педагога-дефектолога, чтобы упорядочить профессиональные обязанности специалиста, учитывая особенности работы с детьми с различными нарушениями — патологиями слуха и зрения, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими. Для работы с детьми с разными нарушениями должны быть разные профессиональные компетенции, подчеркнули авторы документа.
Профстандарт, в частности, позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем, порядок допуска специалиста к работе и уровень его профессиональной квалификации, а также оценивать качество работы.
Замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлия Сачко ранее отмечала, что министерство актуализировало и унифицировало профессиональный стандарт педагога-дефектолога. Документ отправили на согласование в Минтруд, добавила она.
Инициатива Минтруда очень своевременная и важная, считает зампредседателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. По ее словам, та же проблема расстройства аутистического спектра у детей сегодня достаточно распространенная.
«В октябре этого года я проводила в Твери круглый стол, посвященный вопросам образования и сопровождения детей с ментальными нарушениями, — сказала сенатор «Парламентской газете». — В ходе обсуждения было отмечено, что сегодня есть несколько эффективных методов обучения детей с РАС, которые позволяют большинству ребят пройти абилитацию и обучаться по общеобразовательным и адаптированным программам».
Но для эффективной работы с такими детьми необходим профстандарт педагога-дефектолога, продолжила Скаковская. Развивающее обучение, использование в государственных и частных учреждениях образовательных программ, имеющих положительный опыт оказания помощи детям с РАС, нужно обязательно сочетать с медицинской коррекцией, подчеркнула парламентарий.
Между тем количество детей с инвалидностью в России с 2015 года выросло на 135 тысяч. Об этом 20 декабря на заседании Совета по делам инвалидов при Совфеде сообщил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
«В отношении детей-инвалидов в последние годы фиксируется увеличение численности. На начало 2015 года у нас было 590 тысяч детей-инвалидов, на ноябрь этого года — 725 тысяч. То есть это существенный рост», — процитировал Вовченко ТАСС.
Главная причина роста числа детей с ОВЗ — улучшение медицинской диагностики, считает заслуженный врач России сенатор Владимир Круглый. Сейчас гораздо лучше выявляют детей с аутизмом, раньше такой диагноз ставили очень редко, привел пример доктор. «Сегодня появились совершенно другие подходы к расстройству аутистического спектра, выявляют много его вариантов — с нарушением интеллекта или с сохранным интеллектом, — отметил Круглый. — Диагностика этих состояний шагнула далеко вперед. Поэтому и количество таких детей увеличилось — их берут на учет, с ними с раннего детства работают».
По словам сенатора, вторая причина тоже связана с расширением возможностей медицины. В частности — со снижением детской смертности. Врачи научились выхаживать недоношенных детей даже с очень низкой массой тела. Нередко им удается догнать своих сверстников и стать полноценными членами общества. Но, к сожалению, у детей, особенно рожденных с экстремально низкой массой тела, выше и риск развития различных нарушений — слуха, зрения и других.
Наконец, причина может быть и в том, что современные женщины все чаще откладывают рождение ребенка на более поздний возраст. А чем старше будущая мама, тем выше вероятность рождения ребенка с патологией, сказал парламентарий.
Возможно, рост числа детей с ОВЗ связан и с бесконечными стрессами, которых сейчас стало намного больше, предположила актриса, телеведущая, мама «солнечного» ребенка и руководитель благотворительного центра, поддерживающего людей с особенностями развития, Эвелина Бледанс.
«Все болезни от нервов, — напомнила она. — Наверное, плод, который вынашивает женщина, тоже от этого может страдать».
По словам Бледанс, причиной могут быть и проблемы с экологией, качеством продуктов и загрязнением воздуха. Она также посоветовала родителям не выжидать и не терять время, если они заметили, что их ребенок отстает в развитии — не говорит, отличается поведением от других детей. Реабилитационных программ сегодня много, но чем раньше начать заниматься, привлекать специалистов-дефектологов и логопедов, тем лучше будет результат, заключила актриса.