На страницах книги Encyclopédie méthodique Histoire naturelle, Quadrupedes изображен вместе с беляком и русаком.
Упоминания о рогатых зайцах известны с XVI века, о них писали в научных трактатах, они были персонажами фольклора разных народов. В Европе самый известный рогатый заяц — вольпертингер (Wolpertinger), согласно легендам обитающий в лесах Баварии и Баден-Вюртемберга на юге Германии. В Северной Америке рогатое животное известно как джекалоп (jackalope) — от слияния английских слов jackrabbit (так называют североамериканских зайцев, от jackass rabbit — ослиный кролик) и antelope (антилопа). По-русски его часто переводят как кролень, и выглядит он как кролик с оленьими рогами.
Небезызвестное изображение вольпертингера (слева). Так художник Райнер Зенц (Rainer Zenz) «преобразил» работу Альбрехта Дюрера «Заяц» (справа). Изображения с сайтов commons.wikimedia.org и en.wikipedia.org
Странных зверей видели, охотники их ловили, но до научных исследований дело не доходило. С учеными всегда сложно. Большинство из них по отношению к окружающему миру настроены скептически, в рассказы охотников и других некомпетентных личностей они не верят. Так рогатый заяц оставался неизученным и продолжал обитать на территории мифов и сказок. Что же в итоге оказалось? Джекалоп действительно существует. Только это не сказочная химера, а вполне обыкновенный дикий кролик, пораженный папилломавирусом.
Вот он какой — рогатый кролик. Фото с сайта flickr.com, 13 марта 2011 года
Охотники продолжали рассказывать о зайцеобразных со странными наростами на голове и шее. И вот наконец-то этими наростами в 1933 году заинтересовался американский вирусолог Ричард Шоуп (Richard Shope). Он раздобыл чудо-зверей, размалывал их «рога» в порошок, разводил его водой, потом пропускал раствор через фильтр. Полученный субстрат втирал в слегка поврежденную кожу головы здоровых кроликов. И через небольшой период времени наблюдал развитие «рожек» — как оказалось, это были ороговевшие опухоли, возникшие из-за инфекции папилломавирусом, который был впоследствии назван папилломавирусом американских кроликов (cottontail rabbit papilloma virus, CRPV), или папилломавирусом Шоупа (SPV).
Этот вирус поражает прежде всего диких флоридских кроликов (Sylvilagus floridanus). Реже встречается у зайцев и домашних кроликов. Передается от больного кролика здоровым через поврежденную кожу. В передаче помогают кроличьи клещи, комары и клопы. Кролики живут семьями в общих норах, поэтому вирус беспрепятственно распространяется среди длинноухих. Инкубационный период болезни составляет 2–3 дня. Потом на коже животного появляются уплотнения — в основном на голове, шее и слизистых. За 7–10 дней вырастают папилломы или небольшие образования, похожие на бородавки.
Это доброкачественные опухоли, состоящие из соединительной ткани и сверху покрытые толстым слоем ороговевшего эпителия. Близкорасположенные бородавки срастаются в единый уродливый вырост. Голова и шея кролика могут быть обильно покрыты такими «рогами». Реже они вырастают на спине или вокруг заднего прохода. Выросты богаты меланином, поэтому имеют черный цвет. При этом кролики чувствуют себя хорошо. Если иммунитет сильный, то примерно через 15 дней выросты начнут рассасываться и полностью исчезнут недели через три-четыре, останутся только небольшие рубцы на коже. Переболевшие кролики не подвержены повторному заражению.
Заражение папилломавирусом Шоупа может привести к смерти животных в нескольких случаях. Если заболели новорожденные крольчата, то болезнь истощает их, и они погибают. Если выросты мешают животному есть, то оно погибает от голода. Также доброкачественные опухоли, вызванные этим вирусом, могут превращаться в злокачественные — карциномы. Подобное наблюдается у 25% зараженных американских кроликов (Sylviagus) и до 75% домашних кроликов, что приводит в итоге к их гибели.
Реальные «джеколопы» выглядят не так романтично, как изображенные на гравюрах. Слева — фото © merripat с сайта flickr.com, 8 июля 2021 года. Справа — фото © Clinton Forry с сайта flickr.com, 20 января 2007 года
Для вакцинации кроликов используют суспензии из папиллом или кожи больных кроликов. В кроличьих хозяйствах для лечения больных кроликов могут прибегать к хирургическому вмешательству с последующим прижиганием. Вообще, с папилломавирусом не всё понятно. Например, обнаружили, что вирус легко выделяется из папилломной ткани, взятой у диких кроликов, и практически не обнаруживается в папилломах домашних кроликов. Было высказано предположение, что в папилломах домашних кроликов может присутствовать некое ингибирующее вещество, обезвреживающее вирус. Другая версия — папилломы домашних кроликов, по непонятной пока причине, могут быстро терять вирус, благодаря которому они возникли, и дальнейшее разрастание клеток продолжается без вирусного стимула. То есть вирус присутствует только на ранней стадии развития папилломы.
Существует много разновидностей папилломавирусов, поражают они самых разных животных, и у кроликов папилломы наблюдаются реже, чем у других животных. Но почему-то именно зараженный вирусом кролик стал знаменит на весь мир. В 1930-х годах охотники и таксидермисты братья Херрик изготовили чучело джекалопа, взяв за основу заячью шкуру и оленьи рога. Свое творение они продали в местный отель в Северной Дакоте. Потом они сделали еще много таких чучел, которые успешно продавались в розничных торговых точках. В XXI веке джекалопы не утратили своей популярности. Их изображения и фигуры можно найти по всей территории Соединенных Штатов.
Слева — в штате Южная Каролина можно «прокатиться» верхом на джекалопе. Фото с сайта commons.wikimedia.org. Справа — «чучело» джекалопа. Фото © CGP Grey с сайта flickr.com
Кроличий папилломавирус уже более 80 лет используется как модель для изучения патогенеза вирусов папилломы человека (ВПЧ) и считается золотым стандартом в этих исследованиях. Он сыграл ключевую роль в успешной разработке вакцин против онкогенных ВПЧ. Кроличий вирус и ВПЧ имеют много гомологичных последовательностей ДНК и кодируют белки со сходными функциями. Кроме того, папилломавирусы видоспецифичны, поэтому CRPV имеет значительные преимущества с точки зрения биобезопасности в доклинических экспериментах, так как гарантированно не причинит вреда людям и другим животным.
Виктория Шляховая, Издание Элементы.