Что ж это за Новый год и без елочки? Совсем скоро россияне ринутся за ней на елочные базары и в магазины. Специалисты Роспотребнадзора советуют, что чем ближе к празднику покупать лесную красавицу, тем лучше, после 20 декабря — самое время. Это есть в рекомендациях, которые служба разместила на своем сайте. Специалисты ведомства очень не советуют покупать елку у «черных лесорубов» — такое дерево срублено незаконно.
Дерево нужно выбирать с толстым ровным стволом и гибкими ветками. Дерево с тонким стволом долго не простоит, предупредили в ведомстве. Не стоит даже смотреть на товар, если ветки сухие и ломаются при минимальном усилии.
В Роспотребнадзоре напомнили: иголки должны быть насыщенного изумрудного цвета, эластичными и крепко держаться на ветках. Сотрудники ведомства советуют ударить стволом дерева о землю или слегка потрясти елку. Если иголки сильно осыпаются, то покупка удачной не будет. Сухая, пожелтевшая, крошащаяся хвоя и отсутствие аромата — признаки давно срубленного дерева. У свежего дерева — хвоя ароматная, предупредили в Роспотребнадзоре. Чтобы это проверить, иголки лучше растереть руками.
Выбирая искусственную ель, нужно не меньше внимательности. Ветки должны быть надежно закреплены, а хвоя на них должна крепко держаться. «Слегка потяните за хвоинки, они не должны отрываться. Проведите по ветке ладонью против роста хвоинок, сожмите веточку в ладони, при этом качественные хвоинки быстро примут первоначальную форму и не будут осыпаться. На концах ветвей не должно быть острых краев, оголенной проволоки, зазубрин», — посоветовали специалисты ведомства.
Кстати, искусственная елка тоже может пахнуть. Едкое химическое амбре говорит об использовании материалов, не соответствующих нормативам, указали в Роспотребнадзоре. Допустимо лишь кратковременное присутствие слабовыраженного характерного запаха пластика.
Качественная и безопасная елка должна быть изготовлена из огнеустойчивых материалов или обработана специальными составами, исключающими возгорание. На упаковке елки обязательно должна присутствовать информация о пожарной безопасности, подчеркнули в ведомстве.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов в беседе с «Парламентской газетой» рассказал, что он не сторонник живых елок. Но поскольку они находятся в свободной продаже и не запрещены к реализации, то их, по словам депутата, нужно покупать не у «черных лесорубов», а в официальных точках лесных хозяйств. А после Нового года парламентарий посоветовал сдавать живые елки в зоопарки или приюты.
«Щепа из елок — материал востребованный. Ее можно использовать как подстилку для животных. А смола — это природный антисептик. Прежде чем передать дерево в приют или зоопарк, его нужно обязательно очистить от новогодних украшений — они могут быть для животного смертельно опасны», — подчеркнул Бурматов.
Депутат считает, что покупка искусственной елки имеет смысл, если ее будут использовать долго, а не раз в три года. Он предупредил, что такое новогоднее дерево требует квалифицированной утилизации. Ведь материал, из которого делают искусственные елки, практически не разлагается в природе. Бурматов рассказал, что последние десять лет ставит дома на Новый год искусственную елку: «Если елка используется более пяти лет, то с экологической точки зрения это оправданно».
Депутат признался, что в детстве в его небольшом городе не было новогоднего изобилия, а искусственная елка считалась редкостью. «Такая была у бабушки. Каждый Новый год она доставала ее с антресоли и наряжала. Для меня это было из разряда чего-то чудесного», — вспомнил Бурматов.
Член думского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Тимофей Баженов твердо заявил «Парламентской газете», что идея ставить на Новый год искусственную елку — исключительно правильная: «Современные технологии позволяют создавать искусственные деревья, которые визуально практически не отличимы от живых. Уничтожение живых елок ради несколькодневного развлечения представляется традицией устаревшей и требующей искоренения».
А еще депутат признался, что дома елку на Новый год не наряжает: «Ограничиваюсь несколькими шариками, которые либо лежат на столе, либо висят на люстре. В детстве у меня была пластмассовая елка. Она до сих пор хранится дома. Жду появления потомства. Как только оно появится, я ее вытащу и начну наряжать».
В Рослесинфорге отметили, что спрос на настоящие елки продолжает падать. За последние пять лет объем заготовки праздничных деревьев снизился в два раза — со 107,6 тысячи штук в 2017 году до 50 тысяч в 2021 году. В Рослесинфорге связывают это с популярностью искусственных елок.