Начало > Эко новости > Продолжительность жизни пчел сократилась на 50% за половину столетия

Продолжительность жизни пчел сократилась на 50% за половину столетия

21/11/2022 18:36 / 👁 358 / Источник / Поделиться:
Американские биологи выяснили, что типичная продолжительность жизни рабочих особей пчел, обитающих в ульях на территории США, сократилась примерно на половину за последние 50 лет. В 1970-х годах средняя продолжительность их жизни была около 35 дней, тогда как сейчас - 18. Фото: Kuttelvaserova Stuchelova/shutterstock/FOTODOM. В 1970-х годах средняя продолжительность их жизни была около 35 дней, тогда как сейчас - 18. Фото: Kuttelvaserova Stuchelova/shutterstock/FOTODOM.

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. О результатах сообщила в понедельник пресс-служба университета штата Мэриленд (UMD).

В последние десять лет экологи и биологи часто сообщают о сверхбыстром сокращении численности домашних и диких пчел, а также шмелей во всех регионах Земли. Причины их вымирания пока не известны. Экологи предполагают, что они связаны как с изменением климата, так и с появлением новых болезней и паразитов. В их число входят клещи из рода Varroa, вирус DWV и "синдром коллапса колоний", из-за которого рабочие особи бросают маток и массово покидают улья.

Исследователи открыли еще один фактор, способствующий быстрому сокращению численности пчел и ухудшению ситуации в ульях. Для этого они наблюдали за ростом, жизнью и смертью пчел внутри специально созданной среды, где каждое насекомое было изолировано от сородичей после превращения во взрослую особь.

Короткая жизнь пчел

Изначально ученых интересовало, как на жизнь пчел влияет то, что в лабораториях для их питания обычно используют подслащенную воду, что не совсем соответствует тому, как живут эти насекомые в природе. Руководствуясь этой идеей, исследователь добавил чистую воду вместо сахарного сиропа в часть поилок и проследил за тем, как изменились поведение и жизнь рабочих пчел.

Наблюдения показали, что средняя продолжительность жизни пчел из той и другой группы была примерно на 50% короче, чем в ходе аналогичных экспериментов, которые проводились американскими биологами в 1970-х годах. Тогда рабочие особи в среднем жили около 35 дней, тогда как сейчас их типичные сроки жизни составляют всего 18 дней.

Такое сокращение в продолжительности жизни, как отмечают исследователи, негативно влияет на состояние колоний пчел и ускоряет их исчезновение примерно на 30-40%. Исследователи не исключают того, что короткая жизнь изученных пчел может быть связана с отравлением пестицидами на первых стадиях развития личинок. Однако ученые склоняются в сторону того, что сокращение продолжительности жизни в первую очередь связано с генетическими факторами.