Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Кто, как и на какие средства спасает тигров и леопардов

Кто, как и на какие средства спасает тигров и леопардов

20/10/2022 16:09 / 👁 400 / Источник / Поделиться:
Власти Приморья заявили о планах построить государственный центр реабилитации и реинтродукции редких и исчезающих видов животных. Он расположится на площади в 60 гектаров под Уссурийском в районе села Каймановка. Финансировать и курировать работу центра предстоит АНО "Центр "Амурский тигр". В центре реабилитации есть специально обустроенная операционная. Она не пустует. Фото: АНО "Центр "Амурский тигр". В центре реабилитации есть специально обустроенная операционная. Она не пустует. Фото: АНО "Центр "Амурский тигр".

Между тем рядом с селом Алексеевка в Надеждинском районе в том же Приморье уже долгое время реабилитацию полосатых хищников и других редких животных проводит Межрегиональная общественная организация (МРОО) "Центр "Тигр". "РГ" узнала, как устроен этот процесс.

Первые десять лет

Центр "Тигр" строился специально для работы с попавшими в беду тиграми и леопардами, но через несколько лет после открытия люди стали нести и везти сюда самых разных животных и птиц. Тем не менее кошачьи остаются в приоритете, и наработанный здесь опыт их реабилитации уникален даже в мировом масштабе.

- За десять лет существования центра в дикую природу были выпущены 18 тигров, три - переданы в зоопарки. Также у нас побывали два леопарда, сейчас появился третий, 52 гималайских медведя, а птиц мы даже не считаем, - рассказал исполнительный директор МРОО "Центр "Тигр" Виктор Кузьменко.

Центр был построен на средства Русского географического общества Институтом проблем экологии и эволюции им А.Н. Северцова РАН. Сейчас, по словам Кузьменко, центр сотрудничает с учеными в плане генетических исследований.

Основная территория - шесть вольеров площадью три гектара. Вход туда строго запрещен. Тигры, леопарды и другие дикие животные должны как можно меньше соприкасаться с человеком, в идеале вообще не видеть, не слышать и не чуствовать его запах, дабы не привыкнуть. Чтобы хищники приобрели (если речь идет о детенышах) или не растеряли навыки охоты, в вольеры запускают оленей, косуль и кабанов. Их сотрудники центра покупают специально.

Такой подход - один из секретов дальнейшего возвращения в дикую природу.

Понаблюдать за жизнью больших кошек Виктор Кузьменко предлагает с помощью мониторов - сюда выводится изображение с установленных в вольерах видеокамер. Недавно на камеры попал неловкий момент из жизни юного Leo 260M - малыш буквально сел в лужу, торопливо выскочил из нее и с удивлением посмотрел на "обидчика": леопарды - хорошие пловцы, но принимать ванны не в их стиле. Юный леопард попал в "Алексеевку" (так называют центр сотрудники) в августе. Он отбился от матери, был сильно истощен и, как показал рентген, имел трещину в бедренной кости. Сейчас кот удвоил вес и начал охотиться на кроликов.

Сколько съедает тигр

По словам Виктора Кузьменко, заранее рассчитать бюджет центра сложно, поскольку неизвестно, сколько животных и с какими травмами поступит сюда.

- Бывает, что за сезон нет ни одного тигра на реабилитацию, а бывает - пять. Сложно сказать и сколько стоит реабилитация хищников. Можно посчитать, сколько тигр съедает за время нахождения в центре. Помимо этого есть масса других расходов - хозяйственная деятельность центра, траты на топливо, покупку живого корма, зарплату сотрудников, налоги. Наш годовой бюджет сейчас порядка 18 миллионов рублей. Центр поддерживает Всемирный фонд дикой природы России, АНО "Центр "Амурский тигр" - обеспечивает деньгами на питание тигров. Мы уже пять раз получали президентские гранты, и 80 процентов этих средств шли на зарплаты сотрудников. На эту статью расходов, как правило, сложнее всего искать деньги, - уточняет он, подчеркивая, что работу денежной не назовешь, а сотрудники - настоящие энтузиасты. - Это не работа с восьми до пяти, мы здесь практически живем, часто находимся круглосуточно.

Сегодня в центре восемь специалистов, среди них есть звероводы и обязательно ветеринар. Этот сотрудник нужен центру как никто другой. Помощь Leo 260M была небольшой, но зачастую животные попадают к команде Кузьменко едва ли не при смерти. Были, например, тигренок, получивший огнестрельное ранение в голову, и пострадавший в ДТП леопард, которому давали не больше трех дней жизни. Первый полностью восстановился и вернулся в тайгу, второй перебрался в зоопарк.

Помощь и наблюдение

Операции большим кошкам делают прямо в центре, в специально обустроенной операционной. Несколько лет назад ее оборудовали, в том числе с помощью Всемирного фонда дикой природы России на сумму более 3,5 миллиона рублей.

- За годы сотрудничества в решение задач МРОО "Центр "Тигр" мы вложили порядка 30 миллионов рублей. Это и обновление вольеров, и покупка ГСМ, помощь в оплате коммунальных расходов, - добавляет руководитель отдела по сохранению редких видов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы Алексей Костыря.

Принимал участие и АНО "Центр "Амурский тигр".

- В "Алексеевке" создали базу ветеринарной, а сейчас уже и врачебной помощи, потому что в нескольких последних случаях мы приглашали настоящих врачей. У нас есть специалисты, которые не отказывают в помощи, - рассказывает генеральный директор АНО "Центр "Амурский тигр" Сергей Арамилев.

По мнению Виктора Кузьменко, одним из значимых результатов работы центра и природоохранных общественных организаций стало восстановление группировки тигра на территории Еврейской автономной области, где полосатые хищники исчезли в середине прошлого века. Сейчас там обитает более 20 особей.

При выпуске тиграм надевают ошейники со спутниковыми передатчиками. С их помощью социалисты следят за передвижениями хищников, помогают в этом и фотоловушки. Иногда их кадры приносят радостные открытия. Так, несколько лет назад в центре в двух соседних вольерах жили самец и самка. Его выпустили в Амурской области, ее - в Еврейской. Через год самец сорвался с места, отмахал 500 километров и нашел давнюю подругу. В объектив камеры недавно попали трое их тигрят.

- Самки уже в природе приносят потомство, и это показывает, что мы все делаем правильно, - уверен Виктор Кузьменко.

На этом заканчиваются полномочия "Центра "Тигр", но охрана животных продолжается. Деньги нужны постоянно - на фотоловушки, оснащение техникой групп охотнадзора, работу с населением, поддержку особо охраняемых природных территорий, экологическое просвещение.

Словом, дело это очень затратное, однако, результат того стоит: количество тигров в природе растет, браконьеров становится меньше.

Темы: Природа

Последние новости

Популярные новости