Когда язык насекомого касается цветов, производящих нектар, содержащие пыльцу тычинки выдвигаются вперед. Это действие помогает повысить репродуктивный успех цветка. При этом насекомые не задерживаются слишком долго и не питаются нектаром цветка, как в ресторане.
Ботаники протестировали несколько сценариев взаимодействия насекомых и тычинок, чтобы понять, помогают ли «шлепающие» тычинки цветам, контролируя, сколько пыльцы берет каждое насекомое, отфильтровывают ли цветки менее опытных опылителей и уменьшают ли количество нектара, получаемого каждым «гостем».
Для эксперимента тычинки цветков кустов барбариса обездвижили, временно погрузив цветок в спиртовую ванну. Выяснилось, что обработка алкоголем или стойкий запах алкоголя не отпугивают опылителей. Затем ученые сравнили поведение насекомых и успешность опыления цветков с подвижными или неподвижнымми тычинками. Они также окрашивали пыльцу, чтобы отслеживать, насколько эффективно насекомые переносят ее на другие цветы.
Оказалось, что насекомые, посещающие цветы с неподвижными тычинками, оставались на цветке в 3,6 раза дольше и собирали больше нектара, чем насекомые, посещающие цветы с подвижными тычинками. За одно посещение неподвижного цветка насекомые откладывали в 2 раза меньше пыльцевых зерен в сравнении с подвижным. Шлепание насекомых также приводит к трехкратному увеличению опыляемости соседних цветков.
Впрочем, ботаники не нашли доказательств того, что хлопанье насекомых тычинками помогло исключить менее полезных опылителей. Однако все пчелы и мухи при посещении цветков примерно в четыре раза дольше оставались на цветках с неподвижными тычинками.
«Наше исследование помогает разгадать загадку движения цветка, запускаемого насекомыми, которая беспокоила ботаников с тех пор, как Линней впервые обнаружил подвижную тычинку в 1755 году. Мы доказали, что растения используют быстро движущиеся тычинки для улучшения сменяемости пчел и мух на своих цветках, снижая затраты на нектар», — заключил автор исследования Шуан-Цюань Хуан.