К покупке крошки енота мы подошли с полной ответственностью: обратились в питомник, выбрав трехнедельного малыша. Стоил он 20 тыс. рублей и, когда его нам доставили из Ставропольского края, едва помещался в ладошку. Есенина (так мы его назвали) дочь кормила по часам смесью из бутылочки, а поселили мы питомца в просторной клетке.
Поначалу было так здорово наблюдать за зверьком, который рос не по дням, а по часам, а когда он засыпал прямо в руках, сердце таяло и счастье становилось зримым.
Но чем больше мы узнавали зверька, тем труднее становилось. Оказалось, приучить к лотку его сложно. Не такие они и чистюли, хоть и полоскуны: в миске с водой и в тазу постоянно оказывались его игрушки, остатки еды, да и саму миску он всегда переворачивал. Очаровательный малыш пустил в ход свои ручки - пальчиками с острыми коготками он "полоскал" и обои. Легко представить, во что стала превращаться комната.
Вдобавок ко всему енот оказался ночным животным. Спать с таким соседом в одной комнате оказалось весьма некомфортно. В итоге мы построили ему просторный трехэтажный дом, поместив в отдельную 16-метровую комнату.
Все бы ничего. Но все изменилось месяцев через шесть. Именно в этом возрасте начинается половое созревание енотов, и у них портится характер. Есенин озлобился и начал кусаться. Последствия укуса ужасны: руку разнесло вдвое, пришлось обращаться к хирургу и пить антибиотики...
С этого момента у меня возникла енотофобия. При этом полоскун продолжал жить в нашем доме, в комнате, которую он у нас "приватизировал", и она стала называться "комната енота". Мы его исправно кормили дважды в день и с риском для здоровья и психики убирались в его домике.
В течение еще нескольких месяцев были искусаны и другие члены семьи...
Кстати, питался Есенин очень хорошо: мясом с кашей, фруктами, овощами. И выглядел прекрасно. Несмотря на воспитание с младенчества в семье, он превратился в дикого зверя. В "енотскую" я заходила со шваброй (на случай, если он вдруг своими шаловливыми ручонками открыл задвижку в домике), быстро ставила ему миску с едой, воду и запирала дверь.
Еся был очень красивым и толстым. Но когда пришла пора линьки и гона, он сдулся и облез (это нормальное явление). А главное, стал еще более непредсказуемым.
Однажды я проснулась от звука бьющегося стекла на втором этаже. Испугалась: дома я была ночью одна. Вооружившись ножом и трясясь от страха, я все же поднялась по лестнице наверх. Енот сидел в открытом оконном проеме в санузле - он выбрался из домика, открыл дверь комнаты и в туалете разбил зеркало.
Опасаясь быть укушенной, в 40-градусную жару я надела дубленку с длинными рукавами и стала приманивать енота вкусным печеньем, из которого сделала целую дорожку прямо в его домик. Хитрость удалась, правда, я будто в парилке побывала.
Еноты живут в неволе лет пять, а в домашних условиях - до 20. Я в ужасе представляла, как эта зверюга будет жить со мной в ближайшие десятилетия. Каюсь, возникла мысль куда-нибудь его пристроить. Разумеется, только в хорошие руки, ведь мы в ответе за тех, кого приручили. И даже за тех, кого приручить не удалось.
К тому моменту Есенин у нас прожил года три. О том, как енот испортил мне жизнь, к тому моменту уже знали все мои знакомые. А он все продолжал ее портить. Я жила в сплошном ежедневном стрессе. Когда подходило время его кормить, меня трясло. А уборка в его комнате превращалась в настоящий квест.
Просто выпускать на волю животных, выросших в неволе (а прямо сказать, выбрасывать), нельзя: к самостоятельной жизни они не приспособлены, ведь пищу добывать им самим не приходилось никогда.
Первым делом я связалась с зоопарком. Однако там забрать енота отказались: такого добра у них хватает.
Я обратилась и в енотокафе, о котором как-то даже делала репортаж. Но и там дали от ворот поворот.
Однажды я узнала, что в Ростовской области появился приют для енотов, куда принимают "отказников".
- Привозите, - заявили мне, добавив, - с вас 30 тыс. рублей.
Потом цена за приют для енота была снижена до 15 тыс. Честно говоря, я уже была готова и доплатить за то, чтобы его не было рядом.
Тем временем по объявлению на "Авито", которое я дала о пристройстве енота, мне начали звонить желающие его "усыновить". Люди, как и я когда-то, не понимали всей серьезности такого поступка. Чтобы совесть моя была чиста, я устроила целый кастинг для кандидата в новые владельцы Есенина. Мне звонили семьи с детьми, молодые пары, фотографы. Со всеми я проводила серьезные беседы и вместо того чтобы "нахваливать товар", убеждала их, что енот им не нужен.
В ответ говорили: да, все понимаем, зверь дикий, но симпатичный, готовы и очень хотим! Но вместо крепкой переноски, как я просила, приезжали с кошачьей шлейкой. Однако сам Еся переезжать явно не собирался и сразу же показывал свои острые зубки.
История эта, длившаяся долгих четыре года, закончилась для моего разбойника... в центре коррекции поведения енотов и котов. Да-да, такой есть в Ростове. Как оказалось, проблема енотского поведения очень актуальна.
Зоопсихолог предложила мне поработать с психикой Еси, хотя в коррекции уже явно нуждалась моя. Я честно попросила помощи в пристройстве животного.
И мне повезло. Есенину, кстати, тоже. Узнав, что мой енот не кастрирован, его с радостью забрали в семью с самкой енота, которой как раз нужен был жених.
Вот так закончилась моя эпопея с енотом. Но теперь я никогда не заведу дикое животное. И скажу каждому: не повторяйте мою ошибку. Место енотам в дикой природе, но никак не в вашем доме.
В Ростовский зоопарк нередко обращаются желающие пристроить одичавшего или ставшего обузой питомца, с которым не справились. Но, как правило, владельцы получают отказ: лисы, еноты, волки, рептилии, медведи в зоопарке имеются в достаточном количестве. К тому же важен и аспект, касающийся вакцинации и карантина.
Александр Липкович, заместитель директора по научной работе заповедника "Ростовский", кандидат биологических наук:
- Диких животных можно содержать в домашних условиях, но нужно понимать всю степень ответственности, а также сложности, с которыми придется столкнуться. Конечно, не стоит заводить енота или волка в однокомнатной квартире. Вы не сможете обеспечить животному нормальные условия проживания, при этом полностью испортите собственную жизнь. Но если у любителя животных большой дом с участком и есть понимание того, с чем придется столкнуться, в этом я не вижу ничего плохого. Когда животное взрослеет, может измениться его характер и все дикие инстинкты выйдут наружу. У меня есть опыт воспитания волчонка (я вырастил Альму с месячного возраста). Но в год нам пришлось расстаться: я не мог проводить с волчицей много времени, но мне она была безгранично предана. Теперь она живет в зоопарке в оборудованном волчатнике, у нее есть семья. Сейчас у меня дома есть также дикарь - куница. Это непросто, но интересно с научной точки зрения, к тому же я обладаю определенными знаниями и осознанно принял решение о таком питомце. Но я никому не советую повторять мой опыт: вырастить из волчонка управляемое животное очень сложно. Как правило, такие истории заканчиваются трагично. Чаще всего для зверя. Но может пострадать и человек.
Елена Мелихова, Российская газета.