Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Сроки восстановления растительности после загрязнения керосином

Сроки восстановления растительности после загрязнения керосином

22/03/2022 16:42 / 👁 790 / Поделиться:
Получены новые данные о скоростях восстановления растительности после загрязнения керосином. Наименее уязвимы мхи и болотная растительность, сообщает представитель географического факультета МГУ. Повреждение листьев хамедафны прицветничковой. Повреждение листьев хамедафны прицветничковой.

Травянисто-кустарниковая растительность смешанных лесов Европейской России после загрязнения керосином гораздо медленнее восстанавливается по сравнению с лесной растительностью Дальнего Востока. К таким выводам пришли ученые-геохимики географического факультета МГУ. Весной 2022 года они завершили полевой эксперимент в Калужской области. На примере 36 экспериментальных площадок географы МГУ изучили, как восстанавливается растительность при загрязнении керосином лесных и лугово-болотных сообществ. Полученные данные ученые сравнили с результатами аналогичных исследований, которые были проведены ранее в Амурской области.

— Растительность смешанных лесов Европейской части России оказалась более уязвима к загрязнению нефтепродуктов по сравнению с растительностью Дальнего Востока. При сравнительно низких нагрузках (1 и 5 г керосина на килограмм почвы) спустя год на площадках эксперимента в Амурской области травяно-кустарничковый ярус восстанавливался почти в полном объёме. А в Калужской области исчезнувшие из сообщества травянистые растения не восстановились даже при минимальной нагрузке, — рассказала руководитель проекта, заведующий лабораторией географического факультета МГУ Татьяна Королёва.

При этом болотные кустарнички в Центральной России по сравнению с лесной растительностью оказались куда устойчивее к керосину. Даже самая высокая из использованных в эксперименте нагрузок (100 г керосина на килограмм почвы – это почти 14 литров керосина на квадратный метр!) не привела к гибели особей багульника и болотного мирта. Наблюдаемые последствия ограничились химическими ожогами части листьев и гибелью отдельных побегов. Клюкве «повезло» меньше. Все использованные нагрузки керосина приводили к гибели всех листьев на растениях. Но при слабом воздействии (1 и 5 г/кг) уже спустя месяц побеги начинали отрастать снова.

– Преимущество в нашем эксперименте получили мхи. На верховом болоте в Калужской области даже самая высокая нагрузка не вызвала деградации мохового покрова. Спустя год состояние сфагновых мхов ничем не отличалось от фонового. В лесу зелёные мхи, широко представленные на площадках эксперимента, в отсутствие конкуренции с травянистыми растениями почувствовали себя вольготнее. За год они значительно разрослись, особенно на площадках со средними нагрузками (10-25 г/кг), — сообщил исполнитель проекта сотрудник географического факультета МГУ Сергей Леднев.

Восстановление растительности после загрязнения экосистем керосином географы МГУ изучают в рамках проекта РФФИ №19-29-05206 «Факторы и механизмы формирования адаптационной емкости почвенных экосистем гумидных и аридных ландшафтов к загрязнению керосиновыми топливами».

— Данные, которые мы получаем в ходе полевых экспериментов, помогают уточнить пороговые уровни загрязнения керосином растительных сообществ. Дальневосточный эксперимент показал, что достоверные изменения в структуре сообществ спустя год регистрируются при внесённых нагрузках керосина в интервале от 5 до 25 г/кг. Нынешний эксперимент в Калужской области позволяет сузить этот интервал: 1-5 г/кг — для смешанных лесов и 5-10 г/кг — для верховых болот, — уточнил исполнитель проекта старший научный сотрудник географического факультета МГУ Иван Семенков.

СПРАВКА:

Во всём мире с разных сторон активно изучают проблемы загрязнения природных сообществ нефтью. Нефтепродукты – дизельное топливо, бензин, керосин и другие – привлекают меньше внимания учёных, хотя они токсичнее сырой нефти. Керосин — это горючее для авиации и космонавтики. Его утечки часто связаны с аэродромами, складами ГСМ, пусками ракет с космодромов. При возникновении аварий (достаточно вспомнить утечку дизельного топлива в Норильске) воздействие на природу может быть катастрофическим.

Дополнительная информация по теме

Последние новости

Популярные новости