«Меры по борьбе с изменением климата являются одной из новых областей, в которых ожидается сотрудничество между Японией и Россией в будущем», — заявил РБК посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки. «Большим потенциалом для японско-российского сотрудничества обладает именно производство и транспортировка водорода и аммиака», — уточнил он. По словам посла, в Основном энергетическом плане Япония поставила задачу поставлять в 2030 году до 3 млн тонн водорода и потреблять 3 млн тонн топливного аммиака в год. «Исходя из этого, проекты по производству и экспорту водорода и аммиака, рассматриваемые в России, могут быть взаимовыгодными для обеих стран, учитывая такое преимущество, как географическая близость Японии и России», — полагает посол. В Японии, по его словам, много компаний, которые обладают технологиями переработки углерода, которые позволяют хранить в земле углекислый газ, образующийся при производстве водорода и аммиака, а Россия богата природными ресурсами для такого производства. Сотрудничество в этой сфере уже началось: между Японией и Россией подписаны меморандумы о сотрудничестве в этой области, а по некоторым проектам уже разрабатываются технико-экономическое обоснования.
Среди проектов, которые уже начали разрабатываться, посол назвал проект по созданию концепции цепочки поставок водорода между Японией и Россией, с 2019 года его ведут Агентство природных ресурсов и энергетики Японии и ГК «Росатом». Между ними сперва было заключено соглашение о сотрудничестве, затем началась разработка ТЭО. Также инициирован проект по производству метанола в Амурской области, в 2020 году японская Marubeni и российская группа компаний ЕСН подписали обязывающий контракт на поставку метанола, произведенного из природного газа.
Потенциал сотрудничества есть и в сфере возобновляемой энергетики, говорит посол. Уже запущен проект по тестированию внедрения системы энергетического менеджмента в арктическом поселке Тикси (Республика Саха) с упором на использование ветрогенерации в удаленных районах с крайне холодным климатом. Расходы по этому проекту взяла на себя японская Организация по развитию новых энергетических и промышленных технологий (NEDO).
Еще одним перспективным направлением Тоёхиса Кодзуки считает сотрудничество в сельском хозяйстве и животноводстве. Для России, по его словам, возрастает значение сотрудничества с географически близкими странами. «В Японии развита животноводческая промышленность, включая производство говядины вагю. Но уровень самообеспечения кормами низкий, всего 25%, так что наша страна зависит от импорта из-за рубежа. Дальний Восток географически близок к Японии и является очень перспективным направлением импорта», — пояснил посол. По его словам, компания Mitsui в партнерстве с «Русагро» увеличила экспорт кормовой кукурузы с Дальнего Востока в Японию и сейчас экспортирует около 100 тыс. тонн в год.
Политические отношения Японии и России также будут развиваться, заверил посол Кодзуки. Курс правительства Японии на развитие всего комплекса отношений в широком диапазоне областей остается неизменным и при новой администрации премьер-министра Фумио Кисиды, сказал он. Дипломат напомнил, что уже 7 октября, вскоре после своего вступления в должность, премьер-министр Кисида провел телефонный разговор с президентом Владимиром Путиным. «В ходе телефонных переговоров на высшем уровне 7 октября премьер-министр Кисида заявил, что намерен развивать на взаимовыгодной основе весь комплекс японско-российских отношений, включая вопрос заключения мирного договора. Относительно проблемы северных территорий он также выразил намерение не оставлять ее следующим поколениям и основательно проработать ее вместе с президентом Путиным», — сообщил посол.
Официальные лица двух стран продолжают поддерживать регулярный диалог. Министр иностранных дел Хаяси, вступивший в должность 10 ноября, 25-го числа провел телефонный разговор с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, напомнил посол. «В ходе этих телефонных переговоров лидеры двух стран и оба министра иностранных дел подтвердили свое намерение провести в ближайшее время очные встречи. График этих встреч пока не определен — дальнейший политический диалог будет согласовываться двумя странами в том числе с учетом ситуации с новой коронавирусной инфекцией», — сообщил посол Кодзуки РБК.
Из-за угрозы распространения нового штамма коронавируса «омикрон» Япония 30 ноября сроком на месяц закрыла границы для иностранцев. Всего с начала пандемии в Японии зафиксировано было 1,73 млн случаев заражения COVID-19, 18,3 тыс. человек скончались (по данным Johns Hopkins University).
Особые отношения Японии и России, по словам посла, подчеркивает тот факт, что Россия «была одним из немногих государств, о которых премьер-министр Кисида упомянул в контексте развития отношений с отдельными странами, выступая в парламенте сразу после вступления в должность». «Само собой разумеется, что отношения с Россией, нашим постоянным важным соседом, являются одним из приоритетов Японии. С началом работы новой администрации Кисиды на различных уровнях уже проводятся обмены мнениями о взаимовыгодном развитии всего комплекса японо-российских отношений. Мы намерены продолжать это и в будущем», — заявил посол.
«Что касается совместной хозяйственной деятельности на четырех северных островах, то этот вопрос последовательно обсуждается на рабочем уровне. В частности, в этом году мы провели в формате видеоконференции четыре консультации экспертов по обращению с отходами, а также экспертную консультацию по туризму и заседание рабочей группы на уровне начальников отдела по юридическим аспектам совместной хозяйственной деятельности. Мы продолжим переговоры с российской стороной по вопросам реализации конкретных индивидуальных проектов», — рассказал дипломат.
Идея совместной деятельности на Курильских островах, суверенитет над которыми оспаривает Япония, была предложена российской стороной в 2016 году, при премьер-министре Синдзо Абэ, когда сотрудничество между двумя странами активно развивались. Абэ поставил одной из главных своих внешнеполитических целей заключение мирного договора с Россией и решение островной проблемы.