При объединении национальных парков и заповедников следует добиваться увеличения их бюджетов, но никак не оптимизации численности сотрудников. Ведь это может повлечь за собой ослабление режима защиты особо охраняемых природных территорий. Поэтому инициатива Минприроды требует доработки, возможно, с привлечением неизрасходованных средств нацпроекта «Экология». Об этом «Парламентской газете» сообщили зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев и первый зампредседателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
В Минприроды рассматривают возможность укрупнения национальных парков и заповедников, сообщило 1 декабря РИА «Новости». В результате реорганизации могут ликвидировать 20 федеральных учреждений, управляющих природными территориями, и сократить 412 сотрудников, говорится в письме замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере развития ООПТ Алексея Яковлева.
Предполагается, что это позволит поднять зарплату работников до уровня среднего показателя по регионам. В ответ на запрос ТАСС в пресс-службе Минприроды отметили, что данный документ — один из возможных сценариев преобразования системы особо охраняемых природных территорий в свете принятия Стратегии их развития до 2030 года.
Например, объединить предлагается заповедники «Джугджурский» и «Заповедное Приамурье» (Хабаровский край), нацпарк «Удэгейская легенда» — с заповедником «Сихотэ-Алинский» (Приморский край), нацпарк «Шушенский Бор» — с заповедником «Саяно-Шушенский» (Красноярский край).
Речь идёт о формальном объединении учреждений, а не о сокращении заповедников, уточнил в интервью Николай Николаев: «Сокращения штатов категорически нельзя допускать. Потому что и так на одного сотрудника заповедника могут приходиться сотни тысяч квадратных километров охраняемой законом территории. Если мы берём Якутию, то такие заповедники, как «Ленские столбы» или «Медвежьи острова», — это колоссальные площади. Людей катастрофически не хватает».
«И вообще, когда речь идёт об оптимизации, то мы это уже проходили в образовании и здравоохранении. Это всё красиво звучит, но к чему это приводило, мы все видим и наблюдаем», — добавил депутат.
По мнению законодателя, при объединении заповедников, напротив, следует увеличить государственные расходы на их обслуживание. «Если взять ту же Якутию, то посмотреть эти «Медвежьи острова» можно, только долетев на место. Ни пешком, ни на машине туда не проедешь — только вертолёт. А это средства — и очень большие», — напомнил депутат.
Николай Николаев считает, что следует «всем биться за увеличение бюджетов заповедников», но никак не за оптимизацию штатной численности сотрудников.
Предложение Минприроды можно было бы понять, только если бы отсутствовали иные возможности повышения зарплат сотрудникам заповедников, считает Владимир Бурматов. «Но ситуация другая — в национальном проекте «Экология» остаются неизрасходованные средства, которыми не воспользовались регионы», — рассказал депутат «Парламентской газете».
К тому же Госдума только что проголосовала за бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Там тоже можно было заложить увеличение зарплат без сокращения штата, «но такой инициативы не поступало, в Государственную Думу никто не обращался с тем, чтобы добавить средства на эти цели», заметил Бурматов. В итоге можно столкнуться с усилением дефицита кадров, добавил он.
«Моя позиция заключается в том, что ни в коем случае нельзя допустить ослабления режима защиты особо охраняемых природных территорий. Поэтому, с моей точки зрения, надо исходить из того, что надо задействовать все имеющиеся резервы», — сказал парламентарий, добавив, что можно использовать несколько возможностей, включая нераспределённые средства нацпроекта «Экология» и корректировку бюджета.
Бурматов отметил, что особо охраняемые природные территории занимают около 12 процентов от всей площади России.