И пусть чаще это делается из добрых побуждений, в конечном счете мысли только о хорошем могут вызвать еще большее беспокойство. Рассказываем, что психологи называют «токсичным позитивом».
Когда человек рассказывает все то, что накопилось у него на душе, он стремится лишний раз проанализировать ситуацию, принять результаты и свои эмоции. Напротив, замалчивание даже негативных эмоций приводит к «эмоциональной инвалидности», как ее называет психолог Андре-Анн Лабранш, университет Квебека. В нескольких исследованиях изучались последствия эмоциональной инвалидности, все они крайне вредны для психического здоровья.
Страдающие ей люди чаще сталкиваются с тяжелыми депрессивными состояниями. Появляются трудности с контролем и принятием эмоций. А это крайне важно, подчеркивает Лабранш, ведь человек, не способный понимать свои эмоции, теряет гибкость, способность переносить сложные жизненные ситуации и сопротивляться негативу, чаще начинают избегать любого рода трудностей.
В книге американских психологов-исследователей Роберта Л. Лихи, Денниса Тирча и Пунам С. Мелвани «Процессы, лежащие в основе депрессии: неприятие риска, эмоциональные схемы и психологическая гибкость» есть примеры эмоциональной инвалидности. Мужчина, переживший развод, испытывает то сильный гнев, то глубокую печаль, он выговаривается другу, тот слушает его, а мужчина понимает, что чувства не будут длиться вечно. Другой мужчина в аналогичной ситуации боится потерять контроль над своими эмоциями, и даже друг поддерживает его в этом. Мужчина пытается подавить чувства, впадая в глубокую депрессию.
Человек по природе не создан быть бесконечно позитивным. Мы с большей вероятностью будем вспоминать негативные моменты, лишний раз трепать себе нервы. Психологи считают, что это идет из древности, когда выживание зависело от рефлексов, которые позволяли миновать опасность.
В статье «Плохое сильнее хорошего» авторы объясняют, как организмы в эволюционной истории, у которых было лучше других развито чувство опасности, пусть даже чрезмерно, чаще выживали. Таким образом, более бдительные люди передавали свои гены потомкам, поэтому мы в некотором смысле запрограммированы обращать внимание на потенциальные источники опасности и думать о последствиях.депрессии: неприятие риска, эмоциональные схемы и психологическая гибкость» есть примеры эмоциональной инвалидности. Мужчина, переживший развод, испытывает
Предвзятость к негативу, согласно исследованиям, основана на четырех предубеждениях. Самое главное из этих проявлений связано со словами, которые мы произносим, когда описываем плохие ситуации. Оказывается, словарь негатива гораздо богаче и разнообразнее, чем словарь позитива. Кроме того, отрицательные стимулы обычно интерпретируются как более сложные.
Люди также придумали кучу разных слов для описания физической боли, такие слова гораздо разнообразнее слов, используемых при рассказе о физическом удовольствии. Даже материнский инстинкт активнее проявляется, когда взрослый слышит жалобы и плачь ребенка, а не смех.
Андре-Анн Лабранш подчеркивает, что позитивные установки должны присутствовать в жизни человека. Токсичным позитив становится тогда, когда отвергает весь негатив и заставляет видеть исключительно хорошую сторону вещей, что в корне неправильно. «В следующий раз, когда кто-то поделится с вами своими эмоциями, а вы не знаете, что сказать, выберите выслушивание и эмоциональное подтверждение. Используйте такие выражения, как "похоже, у тебя был тяжелый день" или "было тяжело, не так ли?», — пишет Лабранш в статье The Conversation. Можно также сказать: «это нормально чувствовать себя так после такого серьезного события, давай попробуем разобраться в этом». Человек с токсичным позитивом сказал бы: «перестань видеть негативную сторону, думай о хороших вещах».