Больше десяти лет назад один из зоологов Университета Торонто заметил странную особенность у гаитянских ящериц анолисов. Здешние анолисы живут у рек и ручьёв, и много времени проводят в воде, ища, чем поживиться, или же прячась от наземных хищников. И вот у одного из анолисов, нырнувшего в воду, на носу вдруг появился довольно заметный воздушный пузырь – он то уменьшался, то увеличивался, как будто ящерица то вдыхала воздух из пузыря, то выдыхала. Как будто анолис брал с собой кислородный баллон.
Недавно сотрудники Университета Торонто вместе с коллегами из Колумбии, США и Мексики решили узнать поподробнее, что это было. На сей раз исследователи изучали анолисов с Коста-Рики. Их собрали триста особей, принадлежащих разным видам; некоторые анолисы были полуводные, а некоторые – преимущественно сухопутные, живущие достаточно далеко от воды.
Тем и другим предлагали нырнуть в аквариум с водой. У тех и у других на носу появлялся пузырь, но те анолисы, которые живут у воды, задерживались под водой дольше и чаще вдыхали воздух из носового пузыря, чем более сухопутные виды. В статье в Current Biology говорится, что одна из ящериц провела под водой целых 18 минут. (Кстати, столько же выдерживают без кислорода голые землекопы.)
Как этот пузырь образуется, не вполне ясно, однако авторы работы полагают, что тут играет роль водоотталкивающая кожа анолисов. Когда анолис уходит под воду, на коже у него остаётся тонкий слой воздуха, который захватывает и ноздри, и когда анолис выдыхает, слой воздуха растягивается, образуя пузырь. Но скорее всего, у анолисов есть ещё какие-то уловки, которые не позволяют «кислородному баллону» оторваться от носа и всплыть.
По мере того, как ящерица вдыхает и выдыхает воздух из пузыря, уровень кислорода в нём должен уменьшаться. Это действительно так: исследователи вводили в пузырь крохотный кислородный датчик, который показывал, что кислорода в нём действительно становится меньше. То есть анолисы действительно дышат с помощью своего пузыря. Вероятно, чем дольше анолис сидит под водой, тем медленнее у него идёт обмен веществ – замедляя метаболизм, можно сэкономить кислород.
С другой стороны, чем больше в пузыре становится углекислого газа, тем активнее этот углекислый газ должен уходить в окружающую воду, а из воды в пузырь может прийти кислород. То есть пузырь на морде ящериц вполне способен работать, подобно жабрам рыб. Но действительно ли в пузыре происходит подобный газообмен, или же анолисы обходятся тем кислородом, который взяли из воздуха, станет ясно только после новых исследований.