Они напоминают о необходимости защитить планету от пластикового мусора.
«Сфера путешествий и туризма может сыграть ключевую роль в разрешении тройного кризиса планетарного масштаба. Это изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение окружающей среды», – заявила представительница ЮНЕП Шейла Аггарвал-Хан.
В докладе сообщается, что окружающую среду – реки и моря, пляжи и зеленые зоны – засоряют в основным такие предметы, как бутылки из-под воды, туалетные принадлежности одноразового использования, полиэтиленовые пакеты, упаковка для пищевых продуктов и пластиковые стаканчики.
Загрязнение пластиком наносит непоправимый ущерб природе, а также угрожает здоровью человека. Морские животные нередко гибнут, проглотив пластиковые изделия. Они также могут запутаться, например, в полиэтиленовой пленке и умереть от удушья или неспособности двигаться.
Эксперты также напоминают о том, что микрочастицы пластика иногда используются в косметических средствах, например в скрабах [отшелушивающих средствах для кожи – прим.ред.]. Они попадают в реки и моря, где их поглощают рыбы и морские обитатели, которых затем употребляет в пищу человек.
Авторы доклада отмечают парадоксальную тенденцию: из-за пандемии COVID-19 ситуация с пластиковым мусором, с одной стороны, ухудшилась, а с другой – наблюдались позитивные изменения.
Спрос на пластик во время пандемии вырос: люди часто заказывали еду и делали покупки в интернете и многое из этого доставлялось в пластиковой упаковке.
Кроме того, подскочил спрос на одноразовые пластиковые предметы, поскольку многие компании, оперирующие в сфере туризма, пытались обеспечить безопасность своих сотрудников и клиентов и предотвратить распространение коронавируса.
Согласно данным Таиландского института окружающей среды, объемы пластикового мусора в мире во время пандемии увеличились до 6300 тонн в день, в том время как до эпидемии средний показатель составлял 1500 тонн в день.
Вместе с тем, стремительный рост объемов пластикового мусора, который стал очевиден практически каждому потребителю, привел к тому, что многие стали задумываться об этой проблеме. Общество стало более информированным и сознательным в этих вопросах, и специалисты отметили значительный рост спроса на экологический туризм.
По данным одного из исследований, около 82 процентов туристов сегодня знают о проблеме пластикового мусора и принимают индивидуальные меры по борьбе с загрязнением окружающей среды.
«Становится очевидным, что потребители все чаще делают более осознанный выбор и поддерживают компании, которые заботятся об окружающей среде», – сказала старший вице-президент Всемирного совета по туризму Вирджиния Мессина.
Эксперты подчеркивают, что для улучшения экологической ситуации требуется участие всех сторон – властей, частного сектора и гражданского общества.
«Пандемия COVID-19 стала катализатором экологической повестки, и сейчас компании и политики уделяют ей больше внимания. Ожидается, что предприятия будут продолжать сокращать объемы пластиковых отходов, в том числе одноразовых пластиковых изделий и в будущем это станет их приоритетом», – говорит Мессина.