Принято, что наличие СЗЗ и реализация мероприятий по ее организации минимизируют загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха до значений, установленных санитарно-гигиеническими нормативами.
Начиная с 2000-х гг. вопросы установления границ СЗЗ снова стали актуальными, причем в основном для действующих предприятий, что связано с плотной застройкой жилых массивов вокруг и внутри нормативных СЗЗ, изменением статуса из нежилых объектов в середине нормативных СЗЗ на жилые, реконструкцией и перепрофилированием предприятий, применением новых и устаревших технологий. Не является исключением в этом аспекте и предприятия молочной отрасли промышленности.
Так, при строительстве коровника на ферме в Ровенской обл. с учетом территориальных особенностей и развитием хозяйства объекта на перспективу возникла необходимость уточнения санитарно-защитной зоны.
Задача идентификации реальной СЗЗ молочного комплекса в Ровенской обл. кроме строительства нового коровника, осложнялась еще и применением новых технологий по уходу за КРС и расположением жилой застройки в рамках существующей нормативной СЗЗ.
Размер нормативной СЗЗ для молочных комплексов устанавливается на основе санитарной классификации предприятий, прописанной в государственных санитарных правилах. Для молочных комплексов размер такой СЗЗ зависит от поголовья крупного рогатого скота (КРС) и устанавливается от 200 до 300 м.
Проект СЗЗ молочных комплексов может изменяться (корректироваться) с учетом реальной ситуации (фонового загрязнения, особенностей рельефа, метеорологических условий, распространенности ветров), а также данных лабораторных исследований по составу атмосферного воздуха. Основаниями для уменьшения или увеличения нормативной СЗЗ молочных комплексов может быть изменение технологии производства продукции, проектирование новых и расширение или модернизация существующих коровников, ликвидация коровников, изменение расположения и интенсивности существующих и новых источников газовых эмиссий и шумовой нагрузки и тому подобное.
Использование только нормативной СЗЗ как оптимизирующего критерия может привести к тому, что проект СЗЗ будет выступать ограничивающим фактором для расширения (модернизации, реконструкции и т.д.) производства и ухудшать экологическое состояние прилегающих к комплексам территорий.
Критерием для увеличения СЗЗ молочных комплексов является поголовье КРС. При количестве 600 голов и более СЗЗ комплекса независимо от количества проектируемых коровников остается в размере 300м. Это не совсем справедливо, поскольку интенсивность воздействия на окружающую среду молочных комплексов с поголовьем КРС в 600 голов и, например, 1800 голов получается одинаковая. При такой постановке может возникать ситуация, когда нормативная СЗЗ ограничивает расширение действующих предприятий, или позволяет их расширение при нарушении норм экологической безопасности. Большой вклад в проблему СЗЗ молочных комплексов вносит и фактор использования мало апробированных или устаревших технологий по уходу за КРС и обработки молочной продукции, ведь от их «чистоты» зависит и влияние молочных комплексов на окружающую среду и население. На практике может возникнуть ситуация, когда при увеличении поголовья КРС и использовании экологически безопасных технологий интенсивность воздействия может быть допустимой и меньше, по сравнению с предприятиями, где используются устаревшие технологии с меньшим количеством поголовья крупного рогатого скота.
Итак, для объектов молочной отрасли расчетная СЗЗ может выступать в качестве более объективного санитарно-гигиенического механизма лимитирование или расширение производства, причем, работы по уточнению нормативной СЗЗ должны иметь комплексный характер с широким применением специализированного программного обеспечения.
Материал предоставлен компанией ООО «СТЭКС». Организация предлагает комплекс экологических услуг: аудит, проектирование, отчётности, исследования и так далее.