В 2019 году исследователи университета штата Северная Каролина в США попытались провести анализ экологичности прокатных электросамокатов по сравнению с другими видами транспорта. Они подсчитали, что один электросамокат производит около 126 граммов углекислого газа на 1 км пути из расчета на одного пассажира. Это чуть меньше половины выбросов стандартного автомобиля (259 граммов на 1 км). У автобуса этот показатель равен 51 грамму, а у велосипеда – 5 граммов.
Около 50% выбросов CO2 электросамокатов приходится на этап добычи полезных ископаемых и производство. Еще примерно 43% выбросов создает дополнительный парк техники, который необходим для обслуживания самокатов, в частности, для их сбора и доставки в пункты зарядки. Поэтому важно, из каких материалов произведён самокат, какие аккумуляторы в нём используются, можно ли заменить батарею на новую, из каких источников произведена электроэнергия, используемая для подзарядки аккумуляторов, насколько легко ремонтировать самокат и каким транспортом доставляют самокаты от изготовителя до места продажи или аренды.
В Осло, например, прокатные самокаты не возят в места подзарядки, а развозят батарейки и меняют их в месте стоянки самоката. Развозка аккумуляторов производится на электрических грузовых велосипедах. Это гораздо экологичнее по сравнению с использованием фургона с двигателем внутреннего сгорания для сбора самокатов для подзарядки и последующей их развозки по местам проката.
На экологичность прокатных электросамокатов сильно влияет и их срок эксплуатации. По данным международного оператора краткосрочной аренды Bird, в среднем один электросамокат используется около месяца или двух. Исследование американской компании Quartz показало, что этот срок еще меньше – в среднем 28,8 дней. В России, по данным проекта «Трушеринг», срок жизни одного самоката по разным оценкам составляет от 28 дней до 2-3 сезонов в зависимости от модели и интенсивности использования. Если бы прокатные самокаты работали в течение двух лет, а не месяца-двух как сейчас, то это бы сократило выбросы в среднем на 30%.
Также важно, альтернативой какого вида транспорта выступает электросамокат в городе. Опросы пользователей самокатов в США показали, что 45-50% из них пошли бы пешком или поехали на велосипеде, если бы не было проката электросамокатов, около 10% – воспользовались бы общественным транспортом, около 35% – поехали бы на машине и 7-8% не совершили бы эту поездку. В большинстве городов России прокат электросамокатов расположен в центральной части и нацелен на туристов, поэтому заменяет, скорее, пешие прогулки и поездки на общественном транспорте, а не поездки на автомобиле. С этой точки зрения электросамокат не делает транспортную систему в городе более экологичной.
Подводя итог, можно сказать, что прокатные электросамокаты значительно экологичнее автомобилей, но не являются хорошей альтернативой общественному транспорту, велосипеду и пешим прогулкам. Основные причины – это короткий срок службы, неоптимальная логистика подзарядки и расположения самокатов в городе.
С другой стороны, если вы приобрели свой электросамокат, следите за его состоянием и активно используете в течение двух и более лет вместо ежедневных поездок на автомобиле на работу или учёбу, то сможете этим значительно снизить свой углеродный след.
Для повышения экологичности электросамокатов в прокате операторы могут предпринять несколько шагов:
С исследованием университета Северной Каролины можно ознакомиться здесь.
Ксения Вахрушева, Беллона.