— Во время отчета правительства в Госдуме премьер заявил о готовности к «генеральной уборке» страны. Сейчас в России около 29 тыс. объектов накопленного вреда. Когда наведение порядка закончится и сколько средств будет на это потрачено?
— 29 тыс. объектов накопленного вреда — это около 2 тыс. свалок и 26,7 тыс. геологических скважин. Плюс затонувшие суда. Наиболее опасные объекты утилизируют до 2024 года. Это 191 свалка и 88 наиболее опасных объектов в 63 регионах. На эти работы предусмотрено 62 млрд рублей. 64 объекта уже ликвидированы и исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Что же касается «генеральной уборки», c учетом дополнительного финансирования и настройки механизма «окрашивания» средств от экологических платежей первоначальные расчеты реализации проекта составляют более 1 трлн рублей. Сейчас выбраны приоритетные мероприятия по ликвидации 500 скважин, подъему 79 судов, проведению инвентаризации накопленного вреда. Планируется до 2024 года выделить на эти цели 17 млрд рублей. Кроме того, нам нужно сегодня вместе с коллегами из Роспотребнадзора разработать методику, которая расставляет приоритеты — какие полигоны приносят больше вреда здоровью.
— После ЧП в Норильске и других регионах компании заставят оплачивать нанесенный ими экологический ущерб из чистой прибыли, не уменьшая налоговую базу. Чтобы не допускать аналогичных аварий, планируется ли участить проверки предприятий, использующих природные ресурсы, и ужесточить ответственность за неэффективный контроль?
— После аварии в Норильске Росприроднадзор проверил 112 потенциально опасных объектов 17 компаний. Среди них — «Норильсктрансгаз», Таймырская топливная компания, «Новатэк-Таркосаленефтегаз», «Транснефть-Сибирь», «Лукойл-Коми», «Башнефть-Полюс» и другие. Еще 10 предприятий будут проверены до ноября.
Выявлено 2058 нарушений законодательства об охране окружающей среды, возбуждено 402 дела об административных нарушениях на сумму более 17,5 млн рублей. Зачастую планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти не содержат всех возможных сценариев и разработаны с нарушениями законодательства. Кроме того, промышленные площадки объектов не оборудованы канализацией для сбора производственно-дождевых сточных вод, системой отвода поверхностных и подземных вод от зданий и сооружений. Достаточно частое явление — несанкционированные свалки. Кроме того, есть проблема изношенности водоводов, труб, резервуаров для нефтепродуктов и другого оборудования, что крайне опасно. Всё это — ответственность собственников предприятий.
— Экологические происшествия происходят в России достаточно часто. Например, 11 мая, вскоре после послания президента, — нефтеразлив площадью 1,3 га произошел на месторождении «Лукойл-Коми». Как вы считаете, готовы ли российские предприятия не только ликвидировать аварии, но и не допускать их?
— Не хочу обидеть людей, которые занимаются бизнесом, содержат рабочие места и платят налоги. Среди них много тех, кто ответственно относится к своим обязанностям. Но есть те, кто банкротит предприятие заранее либо продает объекты, несущие опасность для окружающей среды, разным физлицам и подставным юрлицам, и это становится ничейным и бесхозным. Вот этого нельзя допустить. Нужно, чтобы у каждого производства был реальный план, как оно будет утилизироваться, заложены средства на эти цели. Для этого мы, в том числе и с коллегами из РСПП, разработали законопроект об ответственности бизнеса за ликвидацию накопленного вреда окружающей среде. В ближайшее время он будет внесен в Госдуму.
— В России активно ведется добыча золота и других драгметаллов. Обсуждается ли увеличение их добычи? Как вы оцениваете уровень этих запасов?
— Россия находится на первом месте в мире по запасам золота (13%), по объемам добычи — на третьем после Китая и Австралии. Обеспеченность страны при текущем уровне добычи составляет порядка 40 лет. При этом Россия постоянно пополняет свою ресурсную базу по золоту. С 2010 года прирост запасов составил почти 6 тыс. т. В последние 10 лет введены в эксплуатацию три крупных собственно золоторудных месторождения: Наталкинское и Павлик в Магаданской области, Гросс в Республике Саха (Якутия), Вернинское в Иркутской области, а также ряд средних и мелких по запасам объектов в Хабаровском крае и Магаданской области. Готовится к разработке уникальное месторождение Сухой Лог в Иркутской области и целый ряд крупных месторождений на Дальнем Востоке. Добыча золота в 2020 году составила 445 т. Это в 1,7 раза больше, чем в 2010-м.
— Правительство планирует стимулировать бизнес отказываться от продукции, которая не подлежит переработке. Какие методы обсуждаются?
— В первую очередь это увеличение ставок экологического сбора. Их расчет должен базироваться на следующем принципе: чем менее экологичен товар или упаковка, чем труднее его перерабатывать, тем ставка должна быть больше. Это правило отражено в дорожной карте концепции Расширенной ответственности производителей. Также документ предусматривает запрет на производство и ограничительные меры в отношении таких товаров и упаковки, которые вообще невозможно или трудно утилизировать. Сейчас совместно с Минпромторгом, Минсельхозом, Минэкономразвития и РЭО готовится соответствующий перечень.
Мы запросили у Минпромторга классификатор перерабатываемых, не полностью перерабатываемых и неперерабатываемых отходов товаров (в том числе упаковки). Нормативное закрепление такого классификатора необходимо для установления ставок экосбора.
— Недавно вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что власти планируют запретить ватные палочки, цветной пластик и пластиковые трубочки. Подорожают ли соответствующие товары?
— У каждой продукции есть номенклатура. Товары могут подорожать, когда производятся штучно. Если они выпускаются масштабно, себестоимость этой продукции будет соответствовать рынку.
— В России к началу следующего десятилетия планируют увеличить объемы экоупаковки до 85%. Достаточно ли в стране компаний, которые могут ее производить? Планируется ли закупать экоупаковку у других стран?
— Мы считаем, что нужно развивать внутреннее производство экоупаковки как раз за счет внедрения экономики замкнутого цикла. Дорожная карта реализации концепции РОП предусматривает, как я уже упомянул, разработку методики оценки экологического сбора в зависимости от возможностей переработки упаковки. Следовательно, компании, производящие «неэкологичную», трудноперерабатываемую упаковку, должны будут вносить увеличенные взносы.
Но вопрос достаточности должен оценить Минпромторг, в том числе с учетом модернизации действующих предприятий. Закупать упаковку в соседних странах — это значит не поддерживать российские компании и не реализовывать экономику замкнутого цикла. Мы такой подход не поддерживаем.
— На решение проблем с водоснабжением в 2020 году Крыму выделили около 48 млрд рублей. По словам местных властей, полуостров прошел острую фазу вододефицита. Согласны ли вы с этим мнением? Когда проблему получится решить полностью и сколько средств на это потребуется?
— Сейчас в Крыму в целом создались неплохие условия по водообеспеченности. Запасов подземных вод, в том числе и дополнительно разведываемых, может оказаться достаточно даже для лета — пика сезона. Но, безусловно, работа продолжается — нужно сформировать надежный запас источников водоснабжения полуострова. Важнейшая задача — бороться с потерями воды в распределительных сетях. Сети ЖКХ изношены. Кроме того, используются методы по искусственному стимулированию осадков (для полива).
— Не всё просто с водоснабжением также на Черноморском побережье и на Северном Кавказе. Как планируется решать эту проблему там?
— Водообеспеченность Черноморского побережья Кавказа неравномерна. Достаточно надежно обеспечены районы Сочи, Адлера, Красной Поляны. В несколько более сложном положении находятся города Новороссийск и Геленджик. Сложность связана с тем, что там нет рек и озер с достаточными запасами воды. Сейчас там в соответствии с поручением правительства проводятся геолого-разведочные работы с целью увеличения водоотбора подземных вод.
— В правительстве признавали низкий уровень развития экотуризма в России, несмотря на огромный природный потенциал этой сферы. С чем это связано? Насколько планируется увеличить поток экотуристов в стране, например, в течение пяти лет? Сколько на это будет выделено средств? К какому году Россия могла бы стать флагманом мирового экотуризма?
— В рамках нацпроекта «Экология» реализуется федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Его цель — увеличить количество посетителей особо охраняемых природных территорий до 10,3 млн. На создание и реконструкцию туристской инфраструктуры предусмотрено 522 млн рублей с 2019 по 2024 год. Нужно отметить, что интерес к экотуризму в нашей стране растет. Даже в 2020 году, когда действовали ограничения из-за коронавирусной инфекции, нацпарки посетили 6,7 млн человек.
Но правда в том, что не хватает качественной туристской инфраструктуры. Об этом шла речь на недавнем совещании вице-премьера Дмитрия Чернышенко на Камчатке. Там огромные возможности для экотуризма, но из-за нехватки гостиничного фонда, дорогой логистики, невысокой пропускной способности аэропортов турпоток небольшой. Мы подготовили федеральный закон о рекреации на особо охраняемых территориях, вводятся само понятие «экотуризм» — оно отсутствовало — и правовые основы для его развития. Также готовится расчет допустимой антропогенной нагрузки на особо охраняемые территории, который как стандарт будет вводиться на всей территории страны. Наша задача — найти баланс между сохранением уникальных экосистем и ландшафтов и туризмом.
— Президент поручил правительству и Госдуме до 15 июля 2021 года внести изменения в законодательство о квотировании выбросов в городах с сильным уровнем загрязнения воздуха. Какие из них наиболее загрязнены? На сколько процентов должны сократиться выбросы?
— Минприроды совместно с правительством и профильным комитетом Госдумы готовит изменения в законодательство об эксперименте по квотированию выбросов в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Уровень загрязнения определяет Росгидромет на основании мониторинга. Сейчас в эксперименте участвует 12 городов. По итогам 2020 года в шести городах качество воздуха характеризуется «высоким» или «очень высоким» уровнем загрязнения.
По сравнению с 2019 годом улучшилась ситуация в Братске, Новокузнецке и Магнитогорске. В Нижнем Тагиле уровень загрязнения атмосферного воздуха повысился. В Череповце возросли среднегодовые концентрации сразу четырех загрязняющих веществ (особенно заметно в Индустриальном районе города), категория качества изменилась с «низкого» до «повышенного» уровня загрязнения воздуха. В Красноярске и Челябинске, Норильске и Чите ситуация по сравнению с 2019 годом не изменилась.
На основании методики Росгидромета, которая определяет уровень загрязнения воздуха, составлен список из 40 городов с напряженной ситуацией. Сейчас прорабатываем целесообразность включения городов из этого списка в эксперимент по квотированию выбросов. Что касается опасных для здоровья выбросов, к 2030 году они должны снизиться в два раза.
— В ООН назвали Россию одной из наиболее уязвимых стран в плане климатических изменений, ведь значительная часть ее территории находится в Арктике, где потепление происходит в два раза быстрее, чем в остальных частях мира. В этом году ожидается принятие стратегии РФ по борьбе с климатическими изменениями. Как вы оцениваете климатическую ситуацию в стране? На сколько процентов температура в России может измениться в ближайшие годы?
— Сейчас мы можем сказать, что 2020 год оказался экстремально теплым как в России, так и для мира в целом. У нас в стране было теплее в среднем на 3 градуса по Цельсию. Осадков также было выше нормы на 6%. Ледяной покров арктических морей, по котором проходит трасса Северного морского пути, сократился к сентябрю до рекордно низкого уровня — 26 тыс. кв. км.
По оценкам Росгидромета, скорость потепления в России превосходит среднюю по земному шару и составляет 0,51 °С за десятилетие. Меняющийся климат — это одна из причин изменения масштабов и интенсивности ураганов, наводнений, паводков и засух. Резко увеличиваются или уменьшаются осадки. В прошлом году таких опасных явлений было 1 тыс., это на 97 больше, чем в 2019-м. 372 из них нанесли значительный ущерб экономике и людям (в 2019-м — 346). Россия — очень большая страна, в ней различают 18 климатических поясов и областей. Естественно, для каждого — свои особенности воздействия изменения климата.
— Какими способами планируется бороться с изменениями климата?
— Наша страна подходит к решению этой глобальной задачи комплексно. Во-первых, разработка нормативно-правовой базы. Уже прошел первое чтение в ГД закон Минэка «Об ограничении выбросов парниковых газов». Это первый документ, который регулирует отношения в сфере ограничения парниковых газов. В Сахалинской области начат пилотный проект по формированию системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами. Подписана методика по учету вреда атмосфере, изменена система подсчета наших лесов.
Во-вторых, все министерства и ведомства к сентябрю 2021 года должны утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата, а регионы — уже к началу лета. И в-третьих, правительство разрабатывает Стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. По итогам майского послания президента правительству поручено также предусмотреть в стратегии сокращение накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов в России до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза.
— В последнее время из Вашингтона, несмотря на откровенно напряженные отношения РФ и США, поступают заявления о готовности сотрудничать с Москвой по вопросам, представляющим взаимный интерес. В частности, одной из таких сфер американцы называют экологию и климат. На каком уровне сейчас находится взаимодействие с США по климатической повестке? Планируются ли какие-то крупные совместные экологические проекты?
— Дональд Трамп вывел США из Парижского соглашения, но Джо Байден после избрания президентом запустил обратный процесс. Можно предположить, что климатическая повестка в ближайшие четыре года станет основной темой и инструментом внешней политики Соединенных Штатов. Это важный сигнал, учитывая, например, данные Программы ООН по окружающей среде от 2020 года, согласно которым США находятся на втором месте по объемам выбросов парниковых газов после лидера — Китая. Россия — на пятом.
Что касается взаимодействия с США на климатическом треке, то мы убеждены, что борьба за сохранение климата призвана объединять усилия всего мирового сообщества. Мы традиционно выступаем за конструктивный диалог с зарубежными партнерами. Экология вне политики, а изменение климата не ограничено границами государств.
— Евросоюз планирует принять свой климатический закон летом этого года. Цель документа — сделать ЕС климатически нейтральным к 2050-му. Насколько мы отстаем от европейских коллег в этом направлении? Как быстро мы должны наверстать упущенное? И что произойдет, если мы этого не сделаем?
— Речь идет о пограничном корректирующем углеродном механизме. С его помощью Еврокомиссия рассчитывает снизить риск «углеродных перетоков» при выводе производств из ЕС в страны с более низкими экостандартами. Также механизм должен помочь уровнять условия торговли производителей из союза и других стран.
Насчет отставания — это какой-то дремучий стереотип, что наша страна непременно отстает. 45% нашего энергобаланса составляют низкоэмиссионные источники энергии, включая атомную генерацию. Уровень эмиссии парниковых газов атомными электростанциями на всем их жизненном цикле, как известно, нулевой. Кроме того, Россия в Сахалинской области начала эксперимент по формированию системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами. По его итогам этот регион должен достичь углеродной нейтральности уже к 2025 году.
Возвращаясь к европейскому углеродному налогу, хочу сказать, что он скорее про экономику, чем про климат. И Россия очень тщательно готовится к переговорам по нему в формате, прежде всего, ВТО, ведь введение корректирующего механизма не должно привести к «торговым войнам», а наоборот, должно исключать дискриминацию и основываться на существующих правилах многосторонней торговой системы.
Любовь Лежнева, Известия.