Фонд предупредил компанию-виновника «Лукойл-Коми» о необходимости отпугивать пернатых от загрязненной реки, как это делают в аэропортах. Сейчас проходит сезонная миграция водоплавающих птиц с юга на север, и они могут останавливаться на реке Колве, куда попала нефтесодержащая жидкость, отметили орнитологи. Если на их перья попадет нефть, птицы погибнут. Из 100 т «пролитых» на грунт нефтепродуктов девять попало в реку, подсчитал 17 мая Росприроднадзор, и на ее очистку уйдет не менее недели. «Лукойл-Коми» за разлив нефтепродуктов грозит штраф порядка 700 млн рублей, считают эксперты.
ЧП в Коми, где 11 мая произошла утечка нефтепродуктов, случилось в крайне неудачное время, поскольку сейчас проходит сезонная миграция птиц с юга на север, и они могут останавливаться на загрязненной реке Колве, уверен руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF Алексей Книжников.
— В 2007 году в результате крушения танкера и еще нескольких судов в Керченском проливе и разлива нефти погибли более 10 тыс. птиц. Тогда инцидент произошел осенью. Птицы летели с севера на юг, на Черном море у них большая остановка. Как бы нам сейчас не получить схожую ситуацию на реке Колве, когда ЧП может обернуться массовой гибелью водоплавающих пернатых, — выразил беспокойство эксперт.
По его словам, WWF несколько лет добивается от компаний, работающих в Арктике, создания программы спасения птиц в случае нефтеразливов. Законодательство не требует защищать пернатых, и компании занимаются этим исключительно по доброй воле. Кстати, виновник аварии компания «Лукойл-Коми» такую программу по рекомендации WWF все-таки создала, отметил Алексей Книжников.
Ликвидация нефтеразлива в Республике Коми
Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми
— В ходе деловой переписки мы предложили им активизировать ее реализацию, поскольку сейчас происходит весенняя миграция птиц. Надо быть готовыми прибегнуть к механизмам отпугивания по типу тех, что используют на аэродромах — ставить метановые пушки, чтобы птицы не попали в нефтяную лужу, — поделился Алексей Книжников.
Риски крайне высоки, поскольку основной контингент пернатых, которые сейчас следуют на север — кулики и водоплавающие, то есть водные и околоводные птицы, добавила в свою очередь орнитолог Елена Шнайдер.
— Эти виды непременно будут тянуться к воде, а она загрязнена. Нефть меняет свойства их оперения. У водоплавающих перья не намокают. При попадании нефти они теряют и водоотталкивающие, и теплоизоляционные свойства. Птица погибнет даже не из-за того, что не сможет расправить склеенные нефтью перья — она просто намокнет и замерзнет. Местный климат очень суровый, — рассказала Елена Шнайдер.
«Известия» направили запрос в «Лукойл-Коми» с просьбой рассказать о намерениях защитить птиц.
В результате аварии на нефтесборном коллекторе в Коми объём «пролитой» на грунт нефтесодержащей жидкости (НСЖ) составил порядка 100 т, из них девять попало в реку Колву, сообщила 17 мая глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Загрязнению подверглась почва на площади 1,3 га, ещё 0,3 га земель повреждено тяжелой техникой из-за проводимых работ.
12 мая пресс-служба «Лукойл-Коми» сообщила, что в ходе облета территории была обнаружена утечка НСЖ из трубопровода от магистральной насосной станции Ошского месторождения до ДНС-5 (дожимной насосной станции) Харьягинского месторождения. Утечка произошла 11 мая на расстоянии порядка 300 м от береговой линии реки Колвы. Об этом заявила администрация Усинска со ссылкой на пресс-службу «Лукойл-Коми».
Сама же компания, согласно этому сообщению администрации, оценила объем пролитой НСЖ в 90 т.
Ликвидация разлива нефтесодержащей жидкости, которая попала в реку Колву, в Усинске.
Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми
— Природа опять пострадала, — написала Светлана Радионова в Instagram. — Будем не один месяц разбираться и, возможно, опять в суде доказывать, что за ущерб природе надо платить. Всё это делается и будет доведено до конца.
Компаниям пора проводить инвентаризацию состояния объектов, диагностику и обслуживание, считает она. Пока Росприроднадзор работает над определением масштаба загрязнения и считает ущерб.
17 мая стало известно, что разлив нефтепродуктов на территории Коми локализован. Об этом сообщил в понедельник министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми Алексей Кузнецов. Видео с его заявлением опубликовал телеграм-канал республики.
Пятна с поверхности реки планируется убрать в ближайшую неделю, а прибрежные территории очистить за месяц-полтора, отметил Алексей Кузнецов.
Значительное количество НСЖ попало в реку Колву в очень неблагоприятный период, когда идет ледоход, добавил Алексей Книжников.
— Из-за ледохода традиционные средства сбора нефти — заграждения, которые эффективно применяются при нефтеразливах — здесь поставить невозможно. Компания прибегла к собственной технологии — ставит экскаваторы на баржи и с реки пытается достать замазученный лед, — пояснил специалист.
Авария произошла из-за износа трубопровода, не исключено также нарушение технологических параметров, считает эксперт.
— Скорее всего, не сработали или отсутствовали датчики, которые должны были немедленно показать падение давления и утечки. В очередной раз про разлив все узнали из соцсетей, — подчеркнул он.
Ликвидация разлива нефтесодержащей жидкости, которая попала в реку Колву
Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми
По его словам, помимо датчиков, предотвратить аварии способно применение ответственной технологии «труба в трубе», когда при разгерметизации основного трубопровода нефть остается в кожухе и не попадает в реку. Но к такой технологии прибегают далеко не все компании.
— Мы надеемся, что эта авария поспособствует тому, что компании будут выводить из эксплуатации изношенные трубопроводы, а не пытаться их залатать. А при укладке трубопровода начнут устанавливать датчики и обращаться к технологии «труба в трубе», — заключил Алексей Книжников.
Размер грозящего «Лукойл-Коми» штрафа можно оценить, исходя из аналогичной практики, связанной с загрязнением окружающей среды предприятием «Норникель», отметил управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
— Тогда размер штрафа за розлив одной тонны нефтепродуктов был оценён в 7 млн рублей. Принимая во внимание, что объём разлива «Лукойл-Коми» составил около 100 т, штраф будет назначен в размере не менее 700 млн рублей. А если разлив окажется большего объема, то размер штрафа будет увеличиваться на 7 млн с каждой тонны, — рассказал Алексей Гавришев.
Вряд ли можно согласиться с таким прогнозом, считает юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
— Сумма штрафа будет зависеть не от аналогов в других регионах, а от других факторов: конкретного вреда окружающей среде и затрат на возвращение ее в исходное состояние. Причем роль будет играть и то, насколько такое восстановление возможно. Стоит понимать, что штраф в таких случаях выступает не инструментом для пополнения бюджета, а денежным эквивалентом возмещения причиненного ущерба окружающей среде, — заключил Вадим Ткаченко.
«Известия» направили запросы в Роспотребнадзор и Ростехнадзор с просьбой оценить причины и последствия аварии.