Все мы привыкли сваливать вину за плохую экологию на крупные промышленные предприятия. Тем не менее, отходы фармацевтической промышленности, а также неправильно утилизированные лекарства с истекшим сроком действия считаются одними из наиболее токсичных. Даже после переработки их запрещено использовать для производства детских товаров или упаковки для продуктов питания. Изменить в целом систему утилизации фармотходов мы не можем, но каждый из нас способен уже сегодня освоить и начать применять правила осознанного обращения с лекарствами.
Фармотходы сегодня обнаруживаются повсюду: и на суше, и в Мировом океане. По сообщению Международного союза охраны природы (IUCN), который недавно завершил 20-летний цикл исследований, посвященный загрязнению Мирового океана, до 50% материковых вод Европы имеют неудовлетворительный химический состав во многом потому, что и в самой воде, и в обитателях моря находят следы антидепрессантов, антибиотиков, противовоспалительных средств и гормональных препаратов. Метаболиты лекарств – продукты переработки препаратов в нашем организме - рано или поздно оказываются в сточных водах, а потом – и в простой питьевой воде и почве. По данным ВОЗ, уже более, чем в 70-ти странах мира лекарственные средства и их метаболиты обнаруживаются в питьевой воде. Следы парацетамола, ибупрофена, аспирина, гормонов и других препаратов, которые могут содержаться в воде и почве, относятся к третьему и четвертому классам опасности, и наносят существенный вред окружающей среде.
Таким образом, то, что должно служить здоровью, ежедневно отравляет нас с вами и наших детей. Поэтому перед производителями и простыми потребителями лекарственных препаратов встает абсолютно новый вызов – формирование ответственного поведения при использовании и утилизации фармотходов.
По всей России то и дело возникают стихийные свалки просроченных препаратов, которые относятся к отходам класса Г, то есть токсикологически опасным. К примеру, только в прошлом году в Подмосковье была обнаружена свалка препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и рака.
Безопасная утилизация отходов до сих пор является слабым местом для многих фармкомпаний. Поэтому судьба отслуживших свой срок лекарств полностью зависит от добросовестности компании, поскольку СанПиНы, которые сегодня регулируют сбор и уничтожение этих отходов, не являются законами.
Для разных составов и форм препаратов (просроченных или некачественных) существуют правила по захоронению отходов. Препараты в жидких формах (микстуры, капли, инъекции в ампулах) уничтожаются при помощи разбавления. Лекарства разводят водой в соотношении 1:100, а получившийся раствор смывают в канализацию. Ампулы и другую упаковку при этом утилизируют как обычный промышленный мусор, вывозя на свалку.
Твердые лекарств (таблетки, порошки, капсулы.) уничтожают в зависимости от того, растворимы ли они в воде. Растворимые дробятся, разводятся в воде и сливаются в канализацию, а нерастворимые и мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и прочее.) сжигаются при высоких температурах – не ниже 1200 °C.
А утилизация просроченных лекарств, в состав которых входят наркотические и психотропные вещества, а также токсичных препаратов, безусловно, должна происходить особенным образом – только на специальных полигонах. Факт их уничтожения также должен быть оформлен документально.
Однако, к сожалению, практика показывает, что для многих участников фармбизнеса эти правила хорошо работают пока только на бумаге. В России на данный момент не разработаны федеральные законы о медицинских и биологических отходах. Также не налажена государственная система их учета, позволяющая отследить путь каждой упаковки от производства до полной утилизации.
Можно ли отказаться от «агрессивных» лекарств, чтобы уменьшить вред, наносимый природе? Очевидно, что нет. Но сократить их потребление до необходимого минимума – можно. Во Франции, к примеру, даже из сельскохозяйственного животноводства почти выведены антибиотики, ведь их утилизация – дело крайне сложное. Перед тем, как их уничтожить, антибиотики следует обезвреживать в щелочной среде в течение 2-х недель.
На сторону эко-фармацевтики первыми перешли производители гомеопатических лекарств – ведь такие препараты производятся только из натурального сырья, получаемого в естественной и экологичной среде.
Сегодня вводятся и новые, экологичные способы уничтожения отходов. Например, в 2018 году в Москве был запущен пилотный проект по утилизации фармотходов, в рамках которого сотрудники специальных пунктов сбора принимали у жителей столицы блистеры с таблетками и без, а затем везли их на утизилизирующее предприятие в Ярославле. С помощью специальной технологии препараты отделяли от упаковки и сжигали при температуре до 1500C.
Выделяемые при утилизации газы также проходили дополнительную очистку. При этом из переработанных упаковок производили новую тару и ПВХ-трубы.
Но решение нелегкой задачи грамотного уничтожения фармотходов будет немыслимы, если каждый из нас – простых потребителей лекарств – не изменит модель поведения. Ведь, как показывают опросы, до 80% населения выбрасывают просроченные или ненужные лекарств вместе с бытовыми отходами, около 15% сливают их в канализацию. При этом более половины опрошенных сказали, что готовы уже сегодня участвовать в организованном распределении фармотходов, но, к сожалению, не имеют достаточной для этого информации.
Чтобы минимизировать вред, наносимый природе медикаментами, важно постараться изменить свое отношение к лекарствам и научиьтся использовать их рационально, а также правильно их утилизировать. Вот правила, которые надо соблюдать каждому сознательному потребителю: