«65 процентов территории России – криолитозона, но при этом о ней не упоминается ни в одном федеральном программном документе. Притом что многолетнемерзлые грунты – это важнейший компонент природной среды, от которого зависят рельеф, растительность, береговая линия. Криолитозона тесно связана с изменениями климата и оказывает большое влияние на эмиссию парниковых газов. Это что касается окружающей среды. А влияние грунтов на состояние инфраструктуры просто безусловное. Мы уже сейчас видим, как из-за таяния мерзлоты происходят аварии на промышленных и жилищно-коммунальных объектах. Поэтому очевидно, что государству нужна система мониторинга и предупреждения негативных последствий деградации мерзлоты. Мы должны защитить природу от экологических катастроф», - прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Создать государственную систему мониторинга многолетней мерзлоты предлагается на базе наблюдательной сети Росгидромета. Этот процесс небыстрый: займёт несколько лет, и будет включать два этапа: «пилотный» и «основной».
На первом этапе (с 2022 по 2024 гг.) разработают методы и технологии мониторинга исключительно для арктической зоны России на основе опыта пунктов, которые работают на Шпицбергене, Земле Франца Иосифа и Северной Земле. После дооснащения эти пункты войдут в общероссийскую систему. Которая будет создана уже на втором этапе (после 2024 года) и «накроет» территорию всей криолитзоны страны.
«В федеральном законе будет отражено основное направление работы; то есть стратегическая задача – следить за состоянием многолетней мерзлоты. А уже правила организации мониторинга будут зафиксированы в двух постановлениях Правительства. Эти нормативные акты будут приняты в течение 6 месяцев после принятия федерального закона», - рассказал глава Минприроды России Александр Козлов.