Инициатива депутатов родилась на фоне обращений петербуржцев, которые рассказывали фактически о приютах для животных, расположенных в квартирах по соседству. Последний яркий пример — один из обитателей многоквартирного дома развёл на своих 55 квадратных метрах аж 62 хаски. Ничего с этим поделать соседи, страдающие от собачей вони и шума, не могут, ведь законодательно это не запрещено. Точнее, в Петербурге действует один документ — решение исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов от 1982 года, по которому одна семья не может иметь больше одной кошки и собаки. Но его уже никто не соблюдает, и, более того, парламентарии намерены признать этот нормативный акт утратившим силу.
«Но после его отмены может возникнуть правовой пробел, и тогда вообще никаких ограничений не будет, — сказал «Парламентской газете» Денис Четырбок. — Мы чётко сформулировали концепцию нашей инициативы и первый пункт, который нужно решить, — это исключить возможность функционирования питомников в жилых домах. Кстати, на эту проблему обратил внимание и губернатор Петербурга Александр Беглов, и с этой темой он также обращался в федеральный Центр».
По его словам, цели создания таких питомников разные. У кого-то коммерческие: животных там разводят на продажу. А у кого-то цели исключительно благотворительные: проходили мимо брошенной собаки, стало её жалко. Забрали к себе домой. И так — раз 10-20.
«Причём далеко не всегда хозяева проживают совместно с этими животными, иногда эти люди просто приезжают в квартиры, худо-бедно кормят питомцев, потом оттуда уезжают, а соседи продолжают находиться в крайне неприятном положении», — пояснил Четырбок.
Депутат отметил, что в своём законопроекте парламентарии пока не установили, сколько всё-таки животных можно заводить в квартире, а также не решили, от чего надо отталкиваться — от квадратных метров или от типа жилья. Все эти вопросы в ближайшее время разберёт рабочая группа парламента. При этом документ в любом случае будет носить рамочный характер, ведь Петербург попросит Госдуму дать возможность регионам самостоятельно определять правила игры.
«Потому что в Петербурге, в мегаполисе, одна ситуация, а в Ленобласти положение другое, ведь там много частных домов, люди держат не только кошек и собак, но и других домашних животных», — объяснил Четырбок.
Если такая норма заработает, то следить за её исполнением в Северной столице смогут, например, городское управление ветеринарии, правительственный комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, полиция, местное управление Роспотребнадзора. Выезжать на проверки они будут, в частности, по заявлению пострадавших жителей, отметил депутат.
Вопрос об ограничении числа животных в российских квартирах уже звучал неоднократно. Например, с такой инициативой в 2019 году выступала экс-сенатор Ирина Гехт, предложившая рассчитывать возможное количество питомцев, исходя из метража жилплощади. А в начале 2021 года Правительство Кировской области даже выпустило постановление, где прописана формула, по которой жители должны определять, сколько четвероногих они могут завести. К обеим этим идеям отрицательно отнёсся глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, а по поводу документа кировчан даже обратился в прокуратуру, ведь регионам никто таких полномочий пока не давал.
«Я категорический противник ограничений для людей по владению животными, — сказал «Парламентской газете» депутат Бурматов. — Нельзя привязывать количество питомцев к квадратным метрам. Очевидно, что животному лучше там, где у него хороший хозяин. И к количеству квадратных метров это не имеет никакого отношения. А когда люди с большим сердцем держат две-три кошки, пусть даже в однокомнатной квартире, себе в чём-то отказывают, но находят возможность заботиться о своих животных, надо им спасибо сказать, а не ограничения накладывать».
Но в Петербурге считают, что бывают случаи, когда питомцам совсем не радостно, когда они живут в квартире с большим количеством собратьев.
«В федеральном законе есть формулировка, что животные должны содержаться в условиях, которые являются гуманными и не наносят им вред, — подчеркнул Четырбок. — Во-первых, сама формулировка довольно расплывчатая, мы намерены её уточнить в своих поправках. Во-вторых, что же это за гуманные условия, когда животных держат в этих питомниках, должным образом их не кормят, когда им не обеспечивают должный режим проживания?».
Ещё один аргумент, который привёл Бурматов: если установить такие ограничительные правила, люди массово начнут выбрасывать своих любимцев на улицу.
«Можно сделать переходные положения, например, распространить практику только на тех, кто будет «обрастать» животными после вступления закона в силу, — предположил петербургский законодатель. — Понятно, что радикальных решений тут быть не должно. Ни по квадратным метрам, ни по сроку введения этой нормы. Можно выработать компромиссную правовую конструкцию».
У некоторых федеральных парламентариев инициатива Петербурга всё же нашла отклик.
«Считаю, что такие правила нужны, — сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. — Во всех случаях надо исходить из соблюдения принципов безопасности и соблюдения санитарных норм, а также идти по пути серьёзных штрафов».
Зампред того же комитета Кирилл Черкасов тоже согласен, что не дело, когда на этажах живут десятки животных, так как от этого прежде всего некомфортно соседям.
«Такое случается и на приусадебных участках, где идёт откровенное пренебрежение ветеринарными нормами, — привёл пример представитель ЛДПР. — Когда свиней, кур содержат в огромном количестве, это тоже создаёт неудобства. Поэтому действительно есть такой вопрос, он актуален, надо его обязательно рассмотреть. Совершенно точно это нужно вынести на обсуждение обеих палат».