"Курт был мощным борцом и воином. Он был серьезным оппонентом правительству Норвегии, которое, по его мнению, принимало массу решений, которые вредили экологии страны, – говорит Тимофей Суровцев, руководитель Центра экологического консалтинга и мониторинга "Помор". – Последнее время он бастовал против объектов ветроэнергетики, которые, на его взгляд, наносили огромный урон экологии. Его возмущали рудники, которым правительство разрешало сбрасывать отходы во фьорды; масса тяжелых металлов попадала в воду".
Одна из главных его экологических битв – это подъем со дна норвежского моря немецкой подводной лодки, которую в феврале 1945 года ликвидировали союзники. Как выяснилось много позже, подлодка перевозила в Японию смертельный груз – тонны ртути, которые сейчас покоятся на глубине 150 метров и представляют катастрофическую угрозу всему морскому Северу. Оддекалв настаивал: подлодку вместе с опасным грузом необходимо поднять, пока не стало поздно. Наша коллега Ольга Курлаева сняла специальный репортаж об опасности, которую пока хранит в себе немецкая субмарина.
В этом же фильме в эксклюзивном интервью Курт Оддекалв раскрыл сенсационные подробности об опасности, которую несет для человека норвежский лосось, выращенный на так называемых экофермах в море. Как утверждал эколог, фермеры пичкают рыбу тяжелыми пестицидными кормами, а их продукты жизнедеятельности заражают всю морскую экосистему.
"Он говорил, что норвежский лосось в принципе нельзя есть, потому что там одни гормоны и антибиотики. А еще он очень дружил с Россией, что прямо противоречит политике самой Норвегии, где Мурманская область заявлена, как основной загрязнитель", – говорила Ольга Курлаева.
"Мы все время указываем России, что у нее много отходов и выбросов и она должна это убрать. Но случаев со сбросами отработанной руды и ртутной лодкой показывает, какие проблемы есть в Норвегии. Россия может спокойно сказать: мы ваши соседи, разбирайтесь со своими помойками", – говорит норвежский эколог.
И вот мы подходим к главному: он был против лососевых ферм, доставляя тем самым крупным бизнесменам крупные проблемы. Он обвинял правительство в том, что оно разрешило сбрасывать токсичные отходы медных рудников в национальный заповедник, где нерестится дикий лосось, тем самым отравляя его популяцию тяжелыми металлами. Оказывается, Норвегия пятая страна в мире, где официально можно сбрасывать все отходы производства в море. В общем, очень многим Оддекалв откровенно мешал, считают эксперты.
"Это масса корпораций – тот же аквакультурный бизнес, который приносит около двух-трех миллиардов евро. Это вторая по доходности степень бизнеса после добычи ископаемых. Вы понимаете, какие суммы стоят на кону? Он боролся с этими фермами, а это бесило рыбное лобби. Все может быть…", – говорит Тимофей Суровцев.
В последние годы его и вовсе пытались разорить, но безуспешно. Теперь его нет. Кроме коротких сообщений о трагедии на озере, в результате которой погиб эколог, в норвежских информационных лентах ничего. Сейчас температура воздуха, где жил Оддекалв, плюс два градуса. Как мог Курт, который как никто знает эти места, решить прогуляться по тонкому льду – остается загадкой.