Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > В Госдуме просят Минприроды перестать быть просто кассой

В Госдуме просят Минприроды перестать быть просто кассой

21/10/2020 21:37 / 👁 517 / Источник / Поделиться:
Депутаты Госдумы считают, что деньги из бюджета, которые каждый год выделяют на строительство очистных сооружений на Волге, тратятся неэффективно. У регионов, где не готова проектно-сметная документация, средства забирают и отдают другим субъектам, обещая вернуть взятое через пару лет. По мнению парламентариев, это происходит из-за недостаточно тесного взаимодействия Минприроды с регионами, которому бы следовало сопровождать проекты, а не просто распределять финансы. Депутаты призывают министерство помочь регионам составлять проекты и сметы для очистных сооружений на Волге. Депутаты призывают министерство помочь регионам составлять проекты и сметы для очистных сооружений на Волге.

Когда вернутся деньги

Два года назад в России запустили федеральный проект «Оздоровление Волги», по которому в регионах должны построить очистные на берегах, расчистить каналы, ликвидировать полигоны и поднять затонувшие суда. До конца 2024 года на это запланировали потратить больше 200 миллиардов рублей. Деньги должны идти из федерального и региональных бюджетов.

Но получить финансирование из Центра получается не всегда. Например, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков был поражён ответом Минприроды на свой запрос о деньгах для Ярославской области, которую он представляет в палате. Он гласил, что 1067,39 миллиона рублей, предназначенные региону, распределили между другими субъектами, участвующими в федеральном проекте. Причина — неготовность проектно-сметной документации. Вернуть миллиард с лишним чиновники пообещали в 2023 году. Это означает, что в ближайшие два года не получится построить сооружения в Ярославле, Тутаеве и Рыбинске, отметил депутат.

Понятно, что если нет проектов будущих сооружений, то выдавать деньги не на что, но нужно посодействовать субъектам, считает он. «Просьба всё-таки как-то помочь с проектной документацией региону, потому что опасаюсь, что до 2023 года эти средства растворятся, и мы останемся без очистных сооружений», — обратился он к министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину на расширенном заседании думского комитета 13 октября.

Министр, в свою очередь, отметил, что он «был бы рад помочь каждому субъекту», но регионы сами сдвигают работы по оздоровлению Волги. При этом другие российские территории, даже отдалённые и не самые обеспеченные, справляются, находят средства и подрядчиков, чтобы подготовить документы. «Во многих местах движемся, и движемся неплохо, а где-то уже разрезаем ленты», — сказал он.

По мнению главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, подход всё же надо кардинально поменять. Ведь это проблемы не одного-двух, а целого ряда регионов. Так, финансирование сдвинули для Ивановской, Костромской и Ульяновской областей, где в 2019 году не освоили ни рубля из предусмотренных федеральных денег. Также перераспределение коснулось Самарской, Ярославской областей и Республики Марий Эл, в которых был низкий уровень освоения финансирования, рассказал Бурматов. «У регионов проблемы с проектно-сметной документацией? Да. Хорошо известная проблема. Потому что где-то не хватает компетенций, где-то не хватает денег. Что, тогда ничего не делаем, не строим очистные сооружения, не проводим инженерные работы? Так нельзя. Надо регионам помогать», — сказал депутат «Парламентской газете».

По его мнению, неправильно, что Минприроды занимает позицию распределителя средств, тогда как целью должно быть приведение Волги в порядок. «Министерство как касса или бухгалтерия, куда ты приходишь, и тебе либо дадут, либо не дадут деньги, чаще не дадут, потому что у тебя чего-то не хватает в проектной документации. Но оно не касса, а федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию нацпроекта «Экология», — подчеркнул парламентарий.

Поэтому Владимир Бурматов предложил руководству Минприроды назначить сотрудников, которые будут сопровождать работу по оздоровлению Волги — помогать дорабатывать проектно-сметную документацию, решать проблемы, возникающие по ходу дела. Кроме того, можно организовать на площадке межфракционной рабочей группы в Госдуме по сохранению и развитию Волги диалог со всеми заинтересованными сторонами — представителями регионов, профильных ведомств, предложил депутат министру. Такой формат уже помог решить много вопросов, когда возникли проблемы с составлением документов об использовании средств экологического сбора, отметил Бурматов.

Деньги не утекут из Волги в Байкал

Все предусмотренные на защиту великой русской реки средства должны пойти именно на эти цели. Даже если регионы не истратили выделенные деньги, финансирование не отменяют, а сдвигают на более поздний период. Например, в 2019 году 2,6 миллиарда рублей перекочевали в бюджет 2020 года. «Целевое назначение средств не изменится. Где-то раньше проведут работы, где-то позже — но здесь, на Волге», — пояснял ранее «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов. Он считает, что в этом нет ничего страшного, так как 2020-2021 годы были стартовые для проекта, в основном шли подготовительные работы, а главные запланированы на последующие годы. При этом к регионам тоже есть вопросы — например, ряд субъектов не только опаздывает с составлением проектно-сметной документации, но и превышает суммы в три раза, отметил сенатор.

В целом же, по его оценке, лёд тронулся. Например, до конца года должны достроить или реконструировать 78 очистных сооружений в 14 регионах.

Пока же Правительство заканчивает изучать, какие регионы предоставили проекты и заключили контракты на строительно-монтажные работы, рассказал на совещании в Госдуме замминистра строительства и ЖКХ Юрий Гордеев. И в зависимости от этого оно распределит деньги. Гордеев пообещал, что документ представят ко второму чтению в Госдуме бюджета России на 2021-2023 годы.

Последние новости

Популярные новости