«В условиях пандемии COVID-19, словно под микроскопом, стали видны неравенство и дискриминация», – заявил новый Специальный докладчик ООН по опасным веществам и отходам Маркос Орельян. Он полагает, что «ухудшение состояния окружающей среды, изменение климата и изменения в землепользовании являются ключевыми факторами появления COVID-19», который молниеносно распространяется в районах свалок и промышленных объектов, где, как правило, живут и работают бедняки.
«Пандемию таких масштабов можно было предотвратить, – говорится в докладе. – Главы правительств потерпели неудачу, поставив экономические и политические интересы выше задачи обеспечения здоровья населения», – считает Орельян, который недавно приступил к осуществлению своего мандата и представил Совету ООН по правам человека тематический доклад своего предшественника Баскута Тунджака.
Новый Спецдокладчик заявил, что во многих государствах наиболее уязвимые слои населения, в том числе вовлеченные в переработку опасных отходов, подвержены самому высокому риску заражения и гибели от COVID-19. По его словам, некоторые государства не разглашают информацию на этот счет. Они, как считает эксперт, «даже заставили молчать врачей, ученых и других активистов, которые предупреждали о распространении пандемии и ее масштабах».
«Кризис, связанный с COVID-19, должен заставить нас обратить внимание на то, что во взаимосвязанном мире необходимо добиваться урегулирования кризисов на глобальном уровне, налаживать надежное международное сотрудничество и проявлять солидарность», – сказал Орельян.
На этой неделе Генеральный секретарь Антониу Гутерриш направил на рассмотрение делегатов 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН основной доклад Тунджака по опасным веществам.
«Государства с высоким уровнем дохода продолжают экспортировать крайне опасные пестициды и токсичные промышленные химикаты, что приводит в странах с низким и средним уровнем дохода к широкомасштабным нарушениям прав человека… В прошлом году не менее 30 [богатых] государств вывезли в Латинскую Америку, Африку и Азию опасные вещества, которые запрещены на их территории по медицинским и экологическим показателям», — говорится в докладе Баскута Тунджака, приуроченного к 25-й годовщине учреждения мандата Cпецдокладчика по опасным веществам и отходам.
Свалки - один из главных источников метана Фото Всемирный банк/Курт Карнемарк
Эксперт напомнил, что тогда причиной появления такого мандата стала «экологическая несправедливость»: потоки опасных отходов с глобального Севера на глобальный Юг. За 25 лет много удалось добиться. Так, был введен запрет на экспорт опасных отходов из государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в государства, не являющиеся членами ОЭСР. Однако проблема не решена, промышленники богатых государств находят разного рода лазейки и вывозят отработанные материалы в другие страны и на другие континенты.
«Такие лазейки являются политической уступкой промышленности. Они позволяют производителям химикатов наживаться на трудящихся и целых сообществах за рубежом…», —говорится в докладе Тунджака. Он считает, что сложившаяся практика фактически является «международным экологическим расизмом».
«Во всем мире промышленные предприятия, свалки и другие опасные объекты соседствуют с местами проживания коренных народов, цветного населения и расовых и этнических меньшинств, представителей определенных конфессий и малообеспеченных групп, что создает серьезную опасность для их здоровья и окружающей среды», —отметил эксперт ООН.
По имеющимся в его распоряжении данным, от контакта с токсичными промышленными химикатами, пестицидами, пылью, радиацией или другими опасными веществами каждые 30 секунд умирает как минимум один работник. Большая часть жертв приходится на бедные страны.
Эксперты ООН — Орельян и его предшественник Тунджак —заявили, что экспорт опасной продукции и беспощадная эксплуатация бедняков в сфере переработки отходов являются аморальной практикой и государствам необходимо с ней покончить, особенно в период пандемии.