И вот опять "Журавлиная родина". Сейчас здесь уже тысяча журавлей. А будет еще больше. Появились и краснокнижные животные. Коронавирус, такой парадокс, кому-то спас жизнь.
"Самоизоляция и отсутствие весенней охоты очень помогли, - говорит о хороших новостях года пандемии директор заказника Ольга Гринченко (по основному месту работы - сотрудник Института водных проблем РАН). - Много семей с двумя птенцами, а не с одним, как в прошлые годы. Заметно больше "молодежи". В этом году загнездились лебеди-шипуны. Их никто не беспокоил, и вот вывелось пять птенцов. Появился черный аист! А это Красная книга России. Его видели несколько раз. Очень может быть, что он где-то у нас тоже вывел потомство".
1200-1300 журавлей, которые, как ожидают сотрудники "Журавлиной родины", скоро отправятся на юг с местных полей, - очень хороший показатель. А лучший был в 1986-м, когда взорвался Чернобыль.
"В хорошие годы у нас собиралось 2-3 тысячи птиц, - Ольга рулит на своей безотказной "Ниве" к месту, где можно наблюдать за журавлями. - Это во времена совхозов, когда все поля засевались зерновыми культурами, кругом были луга, пастбища. Богатая кормовая база. В 90-х появились запущенные территории, зарастающие кустарником, высокотравьем... Такие места журавли не жалуют: не любят садиться в кусты, им нужен обязательно обзор, открытое пространство".
Курлыканье над полями Подмосковья впервые услышали в 60-е годы минувшего века. Пришвин, который придумал этим местам название "Журавлиная родина", птиц здесь не видел, но, видимо, очень хотел, чтобы они выбрали этот северный уголок Подмосковья под свой транзитный аэродром. Сбылось.
На аэрофотосъемке отмечены места, где побывал журавленок Рыжик. Фото: craneland.ru
Чтобы наблюдать за журавлями, вести их учет, при необходимости защищать, сюда стали ездить члены дружины по охране природы биофака МГУ. Ольга Гринченко - выходец из этой студенческой компании. Вспоминает, хорошее было время: "Пас" дружину, как тогда водилось, комсомол. Мы с радостью записывались на такую практику, старшие, аспиранты и уже состоявшиеся ученые, учили младших. Плюс интересная тусовка с авторскими песнями под гитару. О дружине даже лекции в КГБ читали. Ставили в пример как "хорошую общественную организацию" всяким люберам и панкам".
Заказник хотя по документам и числится государственным учреждением, по сути, его малочисленные сотрудники чистой воды волонтеры: берут отпуска на работе и уже почти 40 лет живут интересами журавлей...
Появились и краснокнижные животные. Карантин, такой парадокс, кому-то спас жизнь
"Сейчас птицы сидят на сельхозполях в четырех местах в Талдомском и в Сергиево-Посадском районах, - Ольга тормозит у обочины, ищем в бинокль журавлей. - Кормятся в основном на жнивье. Позавчера мы наблюдали первый отлет. Около 20 птиц. Погода на севере, где летом живут журавли, ухудшается, и журавли будут к нам прибывать. На следующей неделе начнется массовый отлет". Журавли похожи на людей. Вот они - в полукилометре от дороги. Бинокль приближает семейство из четырех "человек": мама с папой и дети. Весной "супружеская пара" занимает примерно квадратный километр и строго следит за своей территорией. Соседей прогоняют без всякой деликатности: позы угрозы очень похожи на человеческие, те же мужики в драке. Зато осенью журавли ищут компанию. Перелет так менее опасен и сил забирает меньше: один за другим, за каждым образуется слегка разряженное пространство. В стае легче сесть, там всегда есть сторожевые.
Здешняя деликатная красота и возможность, не онлайн, а в бинокль любоваться самыми грациозными на земле птицами, конечно, привлекает сюда народ. К сожалению, иногда с варварскими наклонностями. "Охота опять открыта, и на том пруду, где загнездились лебеди-шипуны, появились люди. Это было ночью, они были нетрезвы, орали, стреляли, - возмущается Ольга. - А потом местные жители нашли в траве убитого лебедя-самца. Похоронили его... У нас в Московской области шипун практически не гнездится. Конечно, охоту в таких местах надо закрывать полностью!"Милиция разыскивает сейчас и любителей натурпродукта любой ценой, которые с помощью комбайна-расчески ободрали клюкву. Сбор ягод и грибов запрещены в заказнике до отлета журавлей, которые ночуют на клюквенных болотах. А сборщики оставляют мусор, пугают птиц, разводят костры и устраивают пожары, а главное, вырывают клюквенные кустики с корнем. Заказник "Журавлиная родина" скоро войдет в состав государственного природного парка "Журавлиный край". 75 тысяч гектаров земли с экотуризмом, инфраструктурой, рабочими местами. Это прибавит порядка на здешних полях и болотах. Как рассказали нам на биостанции, парк областного подчинения. Сейчас идет формирование охранных зон: заповедной, природоохранной, рекреационной, традиционного сельского хозяйства. В конце октября будут готовы все документы. Определены границы парка. В планах - открытие экотроп с экскурсиями, мест для кемпингов, отелей и ресторанчиков. До сих пор экскурсии в "Журавлиной родине" вели выходцы из волонтерской дружины биофака. "Нас трое всего, мы не успеваем, а здесь есть что посмотреть, - директор заказника вовсе не ревнует к новой жизни и новым людям, которые придут работать в природный парк. - Есть замечательный музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол, Историко-литературный музей в Талдоме. Богатая история и краеведение".