В аэропортах Израиля для обнаружения запрещенных веществ используют мышей. Лоток с восемью грызунами встроен в рамку, через которую пропускают багаж, и, когда тянет взрывным веществом, мыши прячутся.
Если в укрытии скрывается больше двух мышей, на рамке загорается лампочка и чемодан обязательно открывают. Но если взрывное устройство окажется заложено в ручную кладь и пассажир пройдет с ней в салон самолета?
В отличие от мышей, собаки работают везде: в терминалах, залах ожидания, зонах комплектования багажа и грузов, на борту воздушных судов. В этом их преимущество не только перед грызунами, но и перед специализированным оборудованием.
Песня из сериала «Следствие ведут знатоки» является неофициальным гимном российской полиции, она же вполне подходит к работе кинологов. Их день начинается в 4 утра, когда на обход из питомника уезжает первая пара собак. На данный момент содержится около 60 животных: 40 задействованы в поиске взрывчатых веществ, пять участвуют в разведении, остальные пока проходят подготовку. Тех, которые остались «дома», выгуливают, осматривают и распределяют, кто выйдет на работу в следующую смену.
Для работы в аэропорту Шереметьево вывели шалаек — гибрид оленегонной лайки и шакала. Они способны различать до полумиллиона запахов!
Для поиска подходят практически все служебные породы: немецкие овчарки, ротвейлеры, лабрадоры, но для салона самолетов «Аэрофлота» они слишком велики. А вот узкоспециализированные и декоративные породы непригодны по другой причине — слишком эмоциональны. Поэтому для работы в аэропорту Шереметьево вывели шалаек — гибрид оленегонной лайки и шакала. От лайки они позаимствовали хорошую адаптацию к морозам до –30 °С, от шакала — способность работать в жару до +45 °С и очень чуткое обоняние. Только представьте: шалайки способны различать до полумиллиона запахов!
Шалайка — гибрид оленегонной лайки и шакала. От лайки она заимствовала хорошую адаптацию к морозам до –30 °С, от шакала — способность работать в жару до +45 °С и очень чуткое обоняние
Шалайка на работе
Шакал
Лайка
Собаки обследуют не только публичные зоны аэропорта, но и технологические, куда пассажиры не допускаются. Бесхозные или подозрительные предметы изучают обязательно, обнюхивать или нет остальные —— решают сами.
Однажды при работе в зоне комплектации багажа две шалайки стали странно реагировать на один и тот же чемодан: рычали, пятились и прижимались к кинологу, шерсть встала дыбом. Разумеется, сумку решили вскрыть
К должности поисковой собаки выдвигаются четкие требования: она должна быть подвижной, абсолютно неагрессивной к людям, сообразительной и симпатичной. Причем последний пункт немаловажен. Благодаря этому пассажиры обычно относятся к работе кинологов спокойно. Но если человек просит не обследовать багаж с помощью собак, его досмотрят иным способом. Другое дело, если пассажир вовсе отказывается проходить досмотр. В этом случае его не допустят к полету.
Чаще всего шалайки работают на голодный желудок, так как являются довольно прагматичными: игровое поощрение им ни к чему, а вот лакомство — это да, лучшая награда. К слову, в питомнике животных кормят лишь раз в день.
Если собака слышит запах, к которому ее приучили, то подает сигнал. Голосом, посадкой или замиранием — выбирает сама. У каждой шалайки он свой, и кинолог его знает. Увидев этот знак, он должен сообщить руководству о чрезвычайной ситуации и способствовать локализации опасного объекта.
Фото: Пресс-служба ПАО «Аэрофлот»
По словам Юрия Донцова, бывают и любопытные находки. Однажды при работе в зоне комплектации багажа две шалайки стали странно реагировать на один и тот же чемодан: рычали, пятились и прижимались к кинологу, шерсть встала дыбом. Разумеется, сумку решили вскрыть, но в ней лежала вовсе не взрывчатка, а... волчьи шкуры, добытые после удачной охоты. Если произошла ошибка, ситуация подробно разбирается, а действия кинолога отрабатываются.
В питомнике «Аэрофлота» в основном содержатся самки, которых скрещивают с шакалами из Средней Азии. Кинологи сами составляют пары, и собаки размножаются в неволе. Для работы подходят шалайки любого пола, только ведут себя по-разному: самцы строго следуют инструкциям, а самки чаще проявляют инициативу. Следовательно, подходы необходимы тоже разные.
Если собака находит запах, к которому ее приучили, то подает сигнал. Голосом, посадкой или замиранием — выбирает сама
Обучение начинается с рождения. Чтобы приучить шалайку к запаху людей, с которыми ей предстоит работать, с первых дней жизни щенка берут на руки. Если он научится выделять лишь одного человека, не сможет работать с другими, а кинологи трудятся по сменам. К дрессировке приступают в четыре-пять месяцев: обучают базовым командам, адаптируют к автотранспорту, работе в терминалах аэропорта, на борту самолета.
Фото: Пресс-служба ПАО «Аэрофлот»
Как гласит народная мудрость, бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают другие. Относится это высказывание и к шалайкам. Пока мать семейства трудится, щенок находится рядом и смотрит. Лишь с восьми месяцев его выставляют «на запах».
В полтора года шалайки проходят сертификацию и в дальнейшем их квалификацию проверяют раз в год. Экзамен принимает комиссия, в которую входят представители службы безопасности аэропорта, МВД и специалисты по дрессировке. Если собака его «завалила», дается время на повторение, а через полгода пересдача.
В среднем шалайка служит 10–12 лет, а в питомнике живет до 14. Затем кинологи или сотрудники авиакомпании забирают собаку домой.
Кинологическая служба была создана в «Аэрофлоте» в 2001 году. С тех пор каждый год ее сотрудники обследуют Шереметьево более 4500 раз. И это только по плану! А бывают еще выезды для проверки поступившей информации. Обычно их более 50 в год.
Свинка Лилу — сотрудница аэропорта Сан-Франциско
Фото: Jane Ross
Пчелы в аэропорту им. Вацлава Гавела, Прага
Фото: prg.aero
Овцы в брюссельском аэропорту. Животных просто выпускают на нужном участке, и они приводят его в порядок, поедая лишнюю траву. К такому же способу прибегают в аэропортах Чехии, Эстонии
Фото: vrt.be
Шалайки в аэропорту Шереметьево
Фото: Пресс-служба ПАО «Аэрофлот»
Собаки обследуют не только публичные зоны аэропорта, но и технологические, куда пассажиры не допускаются
Фото: Пресс-служба ПАО «Аэрофлот»
В Международном аэропорту имени Вацлава Гавела в Праге с 2011 года содержат пчел. Анализ продуктов пчеловодства позволяет специалистам следить за качеством воздуха, проверяя, как самолеты влияют на окружающую среду. С этой же целью пчелы используются в аэропорту Дюссельдорфа в Германии.
Брюссельский аэропорт нашел, как сократить затраты на электроэнергию и улучшить экологию. Для этого газон здесь стригут овцы. Животных просто выпускают на нужном участке, и они приводят его в порядок, поедая лишнюю траву. К такому же способу прибегают в аэропортах Чехии, Эстонии.
А сотрудником аэропорта Сан-Франциско является пятилетняя свинка Лилу. Ее задача — снимать с пассажиров стресс, и хрюшка с ней неплохо справляется. Поднимает копыто в знак приветствия, охотно позирует для селфи и развлекает всех мелодией на игрушечном пианино. Глядя на животное в пилотской фуражке (добавим, что копытца Лилу окрашены красным лаком), пассажир расслабляется и перестает испытывать страх перед полетом.