Мир столкнулся с катастрофическим сокращением биоразнообразия – многие виды животных находятся на грани исчезновения, что угрожает продовольственному снабжению, здоровью и безопасности человека. Об этом сообщается в докладе Организации Объединенных Наций «Глобальная перспектива в области биоразнообразия».
«Человечество стоит на перепутье с точки зрения наследия, которое мы хотим оставить будущим поколениям. Биоразнообразие сокращается беспрецедентными темпами, а нагрузки, обуславливающие это сокращение, только увеличиваются», — говорится в тексте доклада.
Беспокойство экспертов ООН разделяют и российские специалисты в области экологии. Сопредседатель Российского социально-экологического Союза Александр Есипенок, например, уверен: экологическая катастрофа уже наступила.
«Это иллюзия, что экологический коллапс произойдет через какое-то время, что нам еще до этого жить и жить. Катастрофа уже наступила и с каждым годом лишь набирает обороты», — заявил «Газете.Ru».
Сокращение биоразнообразия – естественный процесс, который происходит с самого начала возникновения животного мира. Однако он набирает слишком высокие темпы — и приводит к этому деятельность самого человека.
«Та же теория эволюции Дарвина построена на том, что одни виды уходят, и появляются новые. Но если говорить об экологической составляющей, то сейчас появился новый человеческий фактор — от деятельности человека приходят множество негативных последствий», — объяснил «Газете.Ru» судебный эксперт-эколог Илья Познанский.
Сказывается на биоразнообразии, например, генная модификация. «Новые зернышки генномодифицированных растений не будут воспроизводить новые плоды, поэтому старые виды картофеля, кукурузы вырождаются», — рассказал Познанский.
Если же говорить не о растениях, а о мире животных, тревогу экологов вызывает сокращение популяции пчел, в котором они также винят человека. «Поля обрабатывались новыми удобрениями, пчелы, которые собирали там нектар, отравились пестицидами, в итоге мед был также отравлен, и пчеловоды серьезно пострадали», — объясняет Познанский.
Действительно, страдают пчелы — плохо и пчеловодам, а вслед за ними — и их заказчикам, то есть людям, которым в скором времени будет существенно не хватать их продукции. «Мед используется не только в пищевой сфере, но так же в косметологической и медицинской. В целом, помимо меда, есть масса продуктов, которые мы можем потерять. Это те продукты, которые сложно воссоздать в лаборатории», — волнуется экоблогер Юлия Богатых.
По ее мнению, сейчас происходит одно из самых массовых вымираний животного мира. «Человеком движет нажива и неуважение. Застраивая участок земли или осушая очередное болото, мало кто задумывается какой удар наносит биоценозу. Все жаждут выгоды», — негодует блогер.
Того же мнения придерживается и Илья Познанский. «Экологическая культура у нас находится на низком уровне. Поведение у нас однозначно недальновидное. Вспомните, как было со свалками — сколько лет мы беспечно выбрасывали мусор и не задумывались, куда дальше будут отправляться отходы. И до тех пор пока свалки не стало видно из окон домов, никого это не волновало вообще», — сетует он.
Остановить экологическую катастрофу уже нельзя, убежден Александр Есипенок.
«Все, что нам остается, – максимально снизить потери от этой катастрофы. Уберечь человечество уже не получится», — утверждает он.
Согласны с его пессимистичным прогнозом не все — например, инженер-эколог Ольга Мусазаде полагает, что побороться за сохранение природы еще можно. В противном случае, — если человек не изменит свое поведение, — уже через 100 лет у нас не будет чистых ресурсов: воды, земли и еды. «И вымирать начнем уже мы», — заявила она.
В первую очередь нужно развивать натуральное хозяйство, убирать химикаты с полей, сокращать вырубку леса и вырабатывать жесткий контроль за качеством сбросной воды, объяснила эксперт «Газете.Ru». «И самое главное – ответственность. Компании не боятся маленьких штрафов. Нужны большие штрафы и уголовная ответственность руководителей», — добавила Мусазаде.
Эколог Анна Садасюк, между тем, считает, что ответственность за сохранение окружающей среды должны нести не только руководители и владельцы предприятий, но и потребители их продукции. «В школах уже лет восемь, наверное, существует предмет «экология», где очень многие вещи рассказываются. Хорошо было бы, если бы информирование происходило еще и из телевизора», — сказала она.
Кроме того, эколог напомнила, что вопросы сохранения окружающей среды регулируются законами. «Есть ведь «Красная книга», где записаны виды животных и растений, которые мы должны охранять, — напомнила она тем, кто об этом забыл или не знал. — Когда планируется строительство каких-то зданий, проводится экологическая экспертиза, в ходе которой определяют, существует ли на местности какой-то краснокнижный вид, и если да — строительство невозможно.
Также у нас есть различные законодательные инструменты. Например, федеральный закон о растительном и животном мире»,— пояснила Садасюк.
В докладе ООН между тем подчеркивается, что пандемия коронавируса показала – перед лицом всеобщей угрозы общество способно бороться общими силами. «Оно может предпринимать немыслимые ранее шаги, связанные с крупномасштабными преобразованиями, проявлениями солидарности и многосторонними усилиями», — отмечают эксперты организации, добавляя, что так же необходимо сплотиться и для решения экологических проблем.