Иммунитет обнаруживает инфекцию по фрагментам вирусных белков, которые появляются на поверхности заражённой клетки. Все белки, которые есть внутри клетки, имеют свой срок службы. Они периодически выходят из строя и утилизируются. Некоторые из фрагментов расщеплённых белков выставляются на наружной клеточной мембране – иммунная система видит куски нормальных клеточных белков и клетку не трогает. Но и вирусные белки тоже периодически утилизируются (хотя само по себе это никак не мешает вирусу размножаться). Фрагменты вирусных белков тоже отправляются на поверхность – и вот теперь, когда иммунная система их обнаружит, она поймёт, что клетка заражена, и постарается её уничтожить.
Но фрагменты белков торчат на мембране не сами по себе. У них специальный держатель – так называемые белки главного комплекса гистосовместимости. Это чрезвычайно важные молекулы, они есть почти у всех клеток нашего организма. Благодаря им иммунная система может отличать наши клетки от чужих, здоровые клетки от больных.
И вот у ВИЧ есть белок Nef, который подавляет синтез белков комплекса гистосовместимости, белков-держаталей. Если нет этих белков, то и выставлять вирусные молекулы на всеобщее обозрение некому. Иммунитет просто не поймёт, что клетка заражена. Значит, хорошо бы как-то отключить или испортить сам вирусный белок Nef.
Исследователи из Мичиганского университета пишут в PNAS, что отключать Nef могли бы вещества под названием плекомакролиды – антибиотики из группы макролидов. Они тормозят рост бактерий, и на вирусы действовать не должны. Но в данном случае, строго говоря, они самому вирусу напрямую не вредят – они лишь делают его видимым для иммунной системы.
Вообще говоря, плекомакролиды довольно токсичны не только для бактерий, но и для наших клеток, и как лекарство их используют с большой осторожностью. Однако авторы работы выяснили, что один из них, конканамицин А, действует в таких концентрациях, когда он ещё не вредит самой клетке. То есть можно подобрать такое количество антибиотика, что вирусный белок Nef уже не будет работать, а клетка ещё никакого ущерба не почувствует. В экспериментах иммунные клетки действительно начинали видеть – и уничтожать – своих заражённых вирусом коллег после того, как поражённые клетки обрабатывали конканамицином А. Теперь осталось дождаться, насколько эффективно антибиотик проявит себя в клинических испытаниях.
Это не первый случай, когда антибиотик помогает иммунной системе бороться с вирусом. Два года назад мы писали о том, как некоторые антибиотики стимулируют активность противовирусных генов в клетках, помогая бороться против вирусной инфекции.