Пока создан макет (опытный образец) электромобиля CML CAR, сейчас проект находится на стадии производства промышленного образца; на очереди — его серийное производство для вывода электромобиля на рынок. Однако для этого, по словам Алексея Боровкова, необходимо создать массовую инфраструктуру — станции подзарядки автомобильных аккумуляторов. Они постепенно строятся в России, но пока их количества совершенно недостаточно для массового потребителя. Например, в Петербурге, по данным аналитического агентства «Автостат», их всего 63 — причем, большинство расположено на закрытых территориях элитных жилых комплексов. К концу 2020 года их количество Смольный планирует довести до 86, а к 2023 году — до 95.
В то же время потенциальный спрос на электромобили эксперты оценивают достаточно высоко. Специалисты «Автостата» признают, что пока российский рынок электромобилей микроскопический — за первое полугодие 2020 года в России было продан 121 новый автомобиль и 1949 подержанных. Всего в России зарегистрировано около 8 тысяч электромобилей, из них в Петербурге — 205 штук. Но даже при нынешнем темпе развития сети автозаправок компания «ЛИИС Инженерные решения» (строит зарядные станции в Петербурге) оценивает рост рынка на уровне 15 — 20% в год, а если сети будут строиться быстро, то ежегодный рост рынка может составить 100% (то есть, в два раза) и более.
Как сообщил Алексей Боровков, в настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами крупномасштабной сети электрозаправок. Переговоры должны завершиться к концу нынешнего года. Тогда же начнется и массовое производство электромобилей CompMechLab®. Кто будет инвестором серийного производства и какой завод будет производить электромобиль, Алексей Боровков пока не раскрывает. Но отмечает, что от принятия решения до реального выхода на рынок может пройти 3 — 4 года, особенно, если параллельно готовить полноценную инфраструктуру, включая современные «цифровые» заводы. «Но работа идет, потому что все понимают мировые тренды», — утверждает глава CompMechLab.
Судя по его словам, если в России инфраструктура не будет готова, инициаторы проекта намерены выходить на рынки других стран, где инфраструктура уже существует и в ближайшие годы ожидается ее бурное развитие. «В мире, в первую очередь в Европе, инфраструктуру для электромобилей долгое время тормозили нефтегазовые гиганты, которым нужно было окупить свои инвестиции в традиционную автомобильную топливную инфраструктуру. Сейчас приближается завершение периода окупаемости основных инвестиций. К тому же в Евросоюзе принята стратегическая установка на постепенный отказ от углеводородного топлива и переход к возобновляемым источникам энергии. Поэтому крупные мировые автоконцерны готовятся к резкому увеличению выпуска как гибридных моделей, так и чисто электрических. На расширяющемся мировом рынке есть некоторая ниша и для России. Чтобы ее не упустить, надо быть готовым к ее реальному открытию. Вот мы и готовимся», — говорит Алексей Боровков.
Российская ниша — это скорее всего маленькие относительно дешевые электромобили для езды в тесных городах, где остро стоит проблема экологии, говорят эксперты. К тому же в этой нише пока мало мировых производителей, так что конкуренция не слишком жесткая. Первый проект электромобиля CompMechLab как раз относится к этой категории.