Сегодня в стране накоплено порядка 100 миллиардов тонн отходов недропользования. И ежегодно этот показатель увеличивается на 1,5 — 2 миллиарда тонн. При этом, в связи с постоянным общим снижением содержания полезных ископаемых и полезных компонентов в добываемом сырье, объём образуемых в результате его первичной переработки отходов неуклонно растет. Такая ситуация сложилась за счёт длительного функционирования горнопромышленного комплекса.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, при первичной добыче или обогащении руды теряется до 25% молибдена, меди и никеля, до 35% кобальта, почти половина от объёмов добычи свинца, цинка и вольфрама. При добыче олова теряется до 60%, а в случае с редкими и редкоземельными металлами — до 100%. То же касается нерудных полезных ископаемых, залегаемых совместно с основными полезными ископаемыми месторождений. Кроме того, значительное количество отходов образуется при геологическом изучении недр — прежде всего, при геологоразведочных работах.
Поэтому авторы законопроекта предлагают закрепить в законодательстве норму, согласно которой пользователь недр на период действия лицензии имеет право осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на предоставленном участке. Он также сможет использовать эти отходы для собственных производственных и технологических нужд.
При этом недропользователь должен будет подавать в контролирующий орган достоверные данные о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования. А по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении, он обязан будет привести свои объекты хранения отходов недропользования в безопасное для человека и окружающей среды состояние.