Этот вид носорога исчез в дикой природе Малайзии в 2015 году. В неволе последним представителем стала самка Иман. Она умерла в заповеднике Борнео в прошлом году. Ученые пытались получить потомство от Иманы и самца Тэма (он умер на полгода раньше, чем самка), но попытки оказались безуспешными. Если переводить на человеческий возраст, то Тэму было уже 70 лет. Исследователи понимали, что шансы невелики, так как качество спермы было не самым хорошим.
Небольшие разрозненные стада еще обитают в Индонезии. План малазийских ученых состоит в том, чтобы использовать клетки мертвых носорогов для производства спермы и яйцеклеток, которые дадут эмбрионов для имплантации в живое животное (особь из Индонезии) или близкородственный вид, например лошадь.
«Если все функционирует и нас все поддерживают, то все возможно», — оценивает идею о возрождении носорогов молекулярный биолог Мухаммад Локман.
Вопрос с пересаживаем эмбриона в живую особь оказался спорным. Борнейский альянс носорогов заявляет, что Индонезия не заинтересована в проекте и затягивает с решением вопроса. Власти Индонезии это отрицают.
Суматранские носороги являются самыми маленькими и самыми редкими из всех видов носорогов. К риску полного исчезновения вида привело его уничтожение для использования человеком в народной медицине, а также сокращение среды обитания из-за вырубки лесов.