Инициативу столичных властей, запустивших в Москве программу раздельного накопления отходов, охотно подхватила молодежь. На платформе коротких видероликов TikTok все чаще появляются клипы о том, как правильно сортировать бытовой мусор и почему это важно делать каждому. Эти ролики набирают миллионы просмотров и вполне сопоставимы по количеству аудитории с каким-нибудь крупным городским СМИ.
«В синий контейнер — вторсырье, в серый — смешанные отходы, — напоминает полутора миллионам своих зрителей тиктокер dan_podletsky. — Выбрасывай отходы правильно!»
Пластик, бумага, картон, металл идут в синий контейнер, обращает внимание MAX_FIT в ролике, просмотры которого приближаются к миллиону.
А raeroida_vah даже разыграла перед своими зрителями полный драматизма сюжет: сувенирное сердечко, по невнимательности выброшенное в ведро со смешанными отходами вместо вторсырья, стало причиной экранной размолвки между юной парой.
Не отстают от продвинутых тиктокеров и признанные звезды. Популярный телеведущий Андрей Малахов, например, записал целый видеоролик о том, как он сам сортирует мусор перед выбрасыванием. Напомнил он своим поклонникам и о важнейшем правиле, которым многие почему-то нередко пренебрегают: батарейки и лампочки нельзя выбрасывать ни в синий, ни в серый контейнер, для них есть специальные приемные пункты.
«На самоизоляции у нас появилось больше времени, и теперь вы можете помочь планете не выходя из дома. У нас в семье появилась новая традиция: мы теперь разделяем мусор. Чтобы сортировать отходы, достаточно завести дома 2 контейнера: 1 — для стекла, пластика, металла и бумаги, 2 — для смешанных отходов, — объясняет в Instagram знаменитый телеведущий. — Лампочки и батарейки мы складываем отдельно и отвозим в специальные пункты приема. Теперь у домов появились баки для раздельного сбора мусора, поэтому утилизировать отходы стало еще проще».
Звезда фитнеса Денис Семенихин также подключился к программе раздельного сбора домашних отходов. В его блоге в Instagram не так давно появился подробный отчет о том, как он сортирует мусор и не только. Обратившись к любителям здорового образа жизни, Семенихин пояснил им, что здоровье и экология неразделимы.
«Стало трудно не замечать валяющийся мусор. Тем более на природе. Стараюсь не проходить мимо, даже если без пакета, всегда можно подобрать хоть пару предметов и донести до ближайшего бака или урны, — пишет он в комментарии к обучающему видеоролику. — Подобные привычки, выработанные у большого количества людей, точно повлияют на нашу общую картину. Если для вас это непривычно, удивите себя и попробуйте пару раз пройтись и собрать мусор в своих любимых местах. Не сомневаюсь, что вы за них тоже переживаете. Хочу, чтобы вы тоже не были равнодушны и принимали участие в помощи экологии: для этого просто отсортируйте чистый мусор для синего контейнера и выбросьте его отдельно от грязного, неперерабатываемого мусора для серого контейнера».
На таких примерах и молодежь, и люди постарше не только учатся ответственному поведению, но и запоминают, какой мусор в какой контейнер выбрасывать. Металл, стекло, картон, бумага, пластик и другие пригодные к повторной переработке материалы отправляются в синий контейнер. А пищевые отходы, загрязненные вещи, одноразовая упаковка — в серый. Удобнее всего сортировать отходы по мере их накопления, разделяя их на два пакета еще у себя дома.
Как показывают соцопросы, проведенные различными экспертными институтами, в Москве можно уже видеть значительный прогресс в деле раздельного накопления мусора. Двухконтейнерная схема прочно вошла в быт горожан: в середине мая «Левада-центр» выяснил, что 64% москвичей знают о контейнерах для раздельного накопления отходов, а 70% из них уже сортируют свой мусор перед выносом. Высшая школа экономики ранее фиксировала и более высокие цифры: 73% сортирующих отходы и столько же знающих, где у них стоят контейнеры для раздельного сбора.
Весомую роль в пропаганде этой важнейшей экологической инициативы сыграли средства массовой информации, интернет и грамотный подход городских властей к информированию общественности. Особенно ценной для «мусорной революции» стала инициатива снизу: несколько общественных экологических движений активно поддержали раздельный сбор, а многие россияне самостоятельно включились в международный интернет-челлендж #trashtag.
В рамках этой кампании люди очищают природу и фотографируют полученные результаты, выкладывая их в Сеть. Таким образом, все участники могут почувствовать свое единство с жителями разных стран и континентов в ответственном и заботливом отношении к природе. Хотя впервые отметка #trashtag появилась в интернете еще пять лет назад, настоящую популярность она завоевала только в прошлом году. С тех пор только в Instagram появилось более 170 тысяч фотографий с этим тегом. Люди в России, Америке и даже Антарктиде выкладывают свои снимки, посвященные добровольным и бесплатным сбору и сортировке мусора.
Но нужно признать, что в целом россияне пока только в начале пути. Сделать сортировку отходов не модным трендом, а естественной частью бытового поведения, — задача интересная, хотя и непростая. И принять участие в ее решении каждый читатель может уже сегодня.