«По статистике прошлых лет, серьёзнейший процент пожаров приходил как раз с земель сельхозназначения, из-за поджогов травы. Поэтому потребуется внесение изменений в действующие нормативные акты, которые касаются сельхозпалов», — сказала Гигель.
Она отметила, что, несмотря на серьёзное увеличение штрафов за поджог травы в полях, проблема не решена. По её словам, из этого можно сделать вывод, что повышение штрафов неэффективно, и понадобится менять состав правонарушений. Причём изменения понадобится внести как в Лесной кодекс, так и Земельный кодекс, чтобы разобраться с тем, что земли сельхозназначения используются неэффективно.
«Если земля используется, то там нечего сжигать — она либо засаживается, либо это чёрные пары (вспаханное поле, оставляемое на одно лето незасеянным. — Прим. ред.), либо она выкашивается для заготовки корма для скота, но в любом случае там нет бурьяна. Если же её не используют по назначению, то земля зарастает сорняками, и в результате самый простой способ — поджечь, а не вспахивать, выкашивать, засеивать», — пояснила парламентарий.
Сейчас действует норма, по которой землю сельхозназначения могут изъять, если она не используется в течение трёх лет, напомнила Гигель, но недобросовестные владельцы земли могут делать что-то раз в три года, чтобы не потерять участок, а в остальное время не заниматься им. Анализ показывает, что больше всего таких проблемных земель — это паевые земли бывших колхозов и совхозов. «Нужно урегулировать вопрос, добиваясь 100-процентного эффективного использования сельхозземли. Этот вопрос обговаривается и в Госдуме, и в Совете Федерации. Земля должна быть в обороте, работать и работать по назначению», — считает Гигель.
Также, по её мнению, речь должна идти о мерах поддержки, если, например, не получается использовать землю по назначению, так как требуются очень большие затраты, чтобы она начала приносить урожай.