Причина — недоверие Белого дома комплексным планам регионов по снижению выбросов в этих городах в соответствии с требованиями федерального проекта «Чистый воздух» и споры об их основном источнике: промышленность и транспорт обвиняют в «черном небе» друг друга. Как удалось выяснить “Ъ”, подозрения правительства могут быть обоснованны.
“Ъ” ознакомился с поручением «экологического» вице-премьера Виктории Абрамченко Роспотребнадзору и Росгидромету до 30 апреля дополнительно измерить качество воздуха в 12 самых неблагополучных в этом смысле городах — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите (они, напомним, являются целями федерального проекта «Чистый воздух») — в период карантина. Властям регионов поручено до 24 апреля предоставить в Росприроднадзор информацию о промышленных предприятиях, работающих во время карантина. Росприроднадзор же до 12 мая должен провести анализ данных и отчитаться о результатах правительству.
Федеральный проект «Чистый воздух» требует снижения валовых выбросов в атмосферу в них на 22% к 2024 году. В Счетной палате (СП) отмечали, что в 2018 году высокий и очень высокий уровни загрязнения воздуха наблюдались в 46 городах, среди них — лишь 6 из 12 целей проекта, и это, по мнению аудиторов, может исказить его смысл и цели. Источник “Ъ” в Белом доме, знакомый с ситуацией, поясняет, что «объективность расчетов источников загрязнения воздуха вызывает вопросы». Например, в Красноярске местные власти признали основным источником выбросов транспорт, заложив в плане деньги на метро (проект которого безрезультатно обсуждается с конца 80-х годов).
Впрочем, как показывают внутриправительственные дискуссии, результаты исследования могут стать обоснованием и для перераспределения бюджетных средств между отраслями. Так, вчера, комментируя намерения Минфина забрать в резервный фонд правительства на борьбу с коронавирусом 15,7 млрд руб. из средств проекта «Чистый воздух», глава Росприроднадзора Светлана Радионова пригрозила инициаторам этой идеи социальным взрывом. Заинтересованный же в поддержке промышленности Минпромторг сообщил, что стоимость общественного транспорта, который планируется закупить в рамках проекта, за последние месяцы выросла почти на 0,9 млрд руб. и отставание в финансировании спровоцирует проблемы уже у производителей.
Отметим, ранее “Ъ” писал об обращении РСПП к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отложить эксперимент квотирования выбросов в рамках проекта «Чистый воздух», как и в целом приостановить экологический контроль из-за коронавируса. По данным “Ъ”, письмо стало причиной ожесточенной дискуссии даже внутри самого союза. В регионах же аргумент о загрязнении атмосферы преимущественно транспортом считают неубедительным. «На экологию Кузбасса карантин никак не повлиял. Основное количество выбросов доставляют предприятия непрерывного цикла»,— рассказала “Ъ” руководитель кемеровского отделения партии «Зеленые» Ольга Нагорная. «В период самоизоляции машин стало меньше, дышать легче не стало»,— отметила она. Член рабочей группы при минэкологии Красноярского края Наталия Подоляк отмечает немалую роль в загрязнении воздуха ТЭЦ. «Спасает только ветер, который рассеивает выбросы. Когда его нет, мы закрываем окна и стараемся не выходить из дома»,— пояснила она. В министерстве экологии Челябинской области отмечают, что все промышленные предприятия в Челябинске сейчас работают в обычном режиме и улучшения качества воздуха вблизи заводов не наблюдается.
В министерстве экологии Челябинской области рассказали “Ъ”, что проводили мониторинг качества атмосферного воздуха в конце марта, когда режим самоизоляции для горожан только ввели и автомобильный трафик снизился на 70%. По данным исследования, воздух вблизи дорог соответствовал нормативам. При этом, по оценке регионального минэкологии, в структуре объема загрязнений атмосферного воздуха в Челябинске автомобильный транспорт занимает 30–40%. Замминистра экологии Челябинской области Виталий Безруков отметил, что с состоявшимся смягчением режима самоизоляции в регионе, когда большинство людей вышли на работу, а автомобильный трафик почти соответствует докарантинным показателям, исследование, которое намериваются делать федеральные власти, не будет репрезентативным. «Нужно учитывать, какие ограничения введены в том или ином регионе. Если действует режим самоизоляции, это не значит, что все машины стоят. А заводы у нас как работали, так и работают»,— заявил он.
Руководитель проекта «Челябинск, дыши!» Дмитрий Закарлюкин организует независимый мониторинг состояния атмосферного воздуха в городе. Он также считает, что из-за того, что все заводы работают в обычном режиме, а большинство людей не соблюдает режим самоизоляции, будет сложно оценить, какой вклад в загрязнение воздуха вносят выхлопы автомобилей, а какой — заводы. Господин Закарлюкин отмечает, что с введением режима самоизоляции в регионе повысился уровень концентрации формальдегида в атмосферном воздухе. В некоторые дни апреля фиксировалось пятикратное превышение предельно допустимой концентрации этого вещества. Это значит, что промышленники увеличивают объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. «Сейчас промышленники просят надзорные ведомства отменить проверки якобы в целях уменьшения давления на бизнес в период пандемии. Они делают это, чтобы увеличить объемы выбросов. Любые меры по контролю экологической ситуации сейчас актуальны, но не понятно, как будет достигнута репрезентативность»,— говорит господин Закарлюкин.
Региональные управления красноярского, омского и кемеровского Росприроднадзора не предоставили ответы на запросы “Ъ” на момент публикации материала.