Первые прокладки Kotex были сделаны из кремированной медицинской бумаги. Этот ультравпитывающий материал на основе растительного сырья разработали во время Первой мировой войны для бандажа и перевязки раненых. В какой-то момент медсестры начали использовать эти бинты в качестве прокладок. Всем понравилось, и практика постепенно перекочевала с фронта в тыл. Чуть позже, в 1930-х годах популярность начали набирать и тампоны, которые были сделаны из плотно сбитого хлопка. Как и прокладки, они были одноразовыми, что очень удобно: использовал, выбросил и забыл.
Пока женщины радовались прогрессу и новым возможностям, ученые в 1960-е
годы активно работали над созданием новых сложных пластиков и синтетических материалов. Постоянно растущий рынок средств женской гигиены, где женщины теперь гарантированно покупали эти товары каждый месяц, быстро привлек их внимание. К растительному сырью стало добавляться все больше и больше пластика.
Сегодня прокладки и тампоны в основном полностью состоят из пластика и продуктов химической переработки. И речь идет не только об индивидуальной упаковке и аппликаторах. К структуре прокладки прибавился герметичный слой полипропилена, а на задней поверхности – тонкий клеящий слой. Появились пластиковые «крылышки». Абсорбирующие материалы обогащаются полиэфирами, волокнами и полиакрилатным гелем. Присутствуют побочные продукты отбеливания хлором, диоксин, синтетические продукты, красители, ароматизаторы и отдушки. В прокладке массового производства можно найти чуть ли не все известные химические вещества. Полный список узнать сложно: к примеру, в Америке производители средств гигиены имеют право не указывать на упаковке компоненты, содержащиеся в составе. Интересно, что в Соединенных Штатах даже есть движение, которое борется за принятие закона, обязывающего производителей раскрывать полный перечень химикатов в товарах, вступающих в непосредственный контакт с телом.
Одну прокладку или тампон советуют использовать не более четырех часов. Потом они отправляются в мусорное ведро (если их, конечно, не смыли в унитаз – а это одна из популярных причин засорения труб, например, в Великобритании). А затем попадают на свалку, где и будут разлагаться около 500 лет.
То есть все прокладки и тампоны, которые женщины когда-либо использовали, все еще где-то лежат…
В среднем женщина менструирует от трех до семи дней с 12 до 52 лет, т. е. около 40 лет. Тринадцать циклов в год в пересчете означает 65 дней в году. За 40 лет – 500 месячных (или 2500 дней, т. е. 6,8 лет). За один цикл женщина в среднем использует 20 прокладок или тампонов (в зависимости от цикла) – 260 продуктов в год, 10 400 за всю жизнь.
По грубым подсчетам, примерно половина женского населения в любой взятый период находится в репродуктивном возрасте. И если женщина здорова, то менструирует каждый месяц. Это 26% населения отдельной страны (и всей планеты), или 2 млрд женщин на Земле.
Однако подсчитать количество «менструального мусора» сложно. Из доступной статистики – исследования только тех стран, которые проводили специальные подсчеты. Больше всего информации из США. Так, каждый год в Соединенных Штатах выбрасывается 12 млрд прокладок и 7 млрд тампонов. Еще пара миллиардов таких продуктов смывается в унитаз.
Использованные прокладки, кстати, классифицируют как «медицинские отходы». В России, по СанПиНу, они относятся к классу Б – «Эпидемиологически опасные» («Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями»). Несмотря на это никаких специальных программ или способов их утилизации сегодня не существует.
Прообраз современной менструальной чаши изобрел еще в 1876 году канадец Лестер Дж. Годдард. «Вагинальный сосуд», согласно запатентованному названию, не прижился. Патенты на похожие приспособления, чаще всего из латекса, выдавались еще несколько раз на протяжении XX века. Но только в 1980-е годы в Великобритании чаши начали делать из медицинского силикона. А значит, нет риска аллергии, токсического шока и влияния на микрофлору влагалища. Волна внимания к окружающей среде, безопасность и приятный бренд Mooncup быстро распространили чашу по всей Европе.
Свою роль сыграла и экономия. Одну чашу можно использовать до 10 лет. И хотя в первый раз придется вложиться – цена варьируется от 500 до 3000 рублей, окупается она довольно быстро. Именно чаши как альтернативу все больше и больше обсуждают в России, и несколько лет назад появилось первое российское производство – «Тюльпан» ЗАО «Хорс-Силикон».
После окончания срока службы чашу советуют сдать для переработки или утилизации в местную больницу, где накапливается немало продуктов из медицинского силикона, или в компанию по производству секс-игрушек.
Вслед за менструальными чашами – аналогами тампонов – появились многоразовые аналоги прокладок. Тканевые прокладки – это несколько слоев ткани, каждый со своей функцией. Слои из фланели, хлопка и льна – впитывают, а полиуретановая мембрана – не пропускает влагу. Прокладки есть разных видов – от супервпитывающих до ежедневных, и могут крепиться к нижнему белью или даже в него вшиваться. После использования прокладки стирают. Срок службы – до пяти лет. Одна прокладка в среднем стоит 500 рублей. А по окончании срока годности прокладку можно сдать как синтетическую ветошь.
В Северной Америке – США и Канаде – эта тема популярна уже много лет. Есть крупные и малые производители, которые выпускают прокладки и белье на любой вкус, и даже появились сообщества, которые подробно объясняют, как шить прокладки самим дома. Так, в группе Sewing cloth menstrual pads – 30 тысяч участниц, которые делятся советами, выкройками и примерами самых удобных, красивых или смешных результатов.
Одной из тех, кто первым начал производить многоразовые прокладки в России, стала Аля Вишнякова. Она основала бренд Norma Pads, который предлагает красивые прокладки отдельно и в наборах. В своих интервью Вишнякова рассказывает о том, как столкнулась и с табу на тему месячных, и с ужасом «марлевых тряпочек» эпохи Советского Союза, но положительных отзывов, интереса и поддержки было намного больше. Сейчас на российском рынке представлено несколько брендов как зарубежного, так и российского производства, – например, финские биоразлагаемые прокладки Vuokkoset, в среднем 250 рублей за упаковку.
Производители одноразовых прокладок обещают постепенно снижать негативное воздействие на окружающую среду и использовать для производства продукции и упаковки только материалы, которые можно применять повторно или переработать. Долгосрочная цель, например, Procter & Gamble – ноль прокладок на полигон.
На рынке женской гигиены уже появились прокладки из органического хлопка, который при желании можно даже компостировать. В 2015 году в Америке выпускницы Массачусетского технологического института пошли еще дальше – основали бренд Saathi, производящий биоразлагаемые и компостируемые прокладки из волокна, извлеченного из банановых листьев. Американские прокладки Carmesi и индийские HeyDey состоят из кукурузного крахмала, бамбукового волокна и компостируемого биопластика. А британская компания Polipop изобрела прокладки, которые и вовсе можно смывать в унитаз, где они сразу же растворятся.
Во всем мире все больше становится потребителей, делающих выбор в пользу экологически дружественного товара. Женщины – в своей нише интимной гигиены – не исключение. Социально ответственные бренды, заявляющие о том, что их продукция гипоаллергенна, биоразлагаема и не наносит вреда окружающей среде, стремительно набирают популярность в разных странах.
Конечно, наилучший вариант – вместо одноразовых прокладок и тампонов приобретать многоразовые менструальные чаши. Хотя бы потому, что использование даже экологически чистых гигиенических средств не решит кардинально проблему мусора на планете. Тем не менее разумный подход в таком интимном вопросе, как женская гигиена, в любом случае внесет свой вклад в дело осознанного потребления, поскольку поможет беречь не только природу, но и свое, женское, здоровье.